Пограничное состояние

Пограничное состояние - термин медицинский.
Пограничное состояние - термин медицинский. Это когда человек на грани заболевания. За прошедший год в таком пограничном состоянии психики, а также перешагнувшими это состояние оказались в республике более 50 тысяч детей.

Многие из них заболели различными формами психических расстройств.

И это явление не только медицинского,

но и социального порядка.

За гранью

...Таня жила с мамой, отцом и двумя братьями. Младший из них с 2 лет болел тяжелой формой бронхиальной астмы. Мать ухаживала за ним. Работал один отец. Денег, конечно, не хватало. И отец нередко срывал на детях досаду на вечное безденежье и беспросветность жизни. А когда он потерял работу, стало вообще невыносимо. Отец стал пить, придирался к каждой мелочи и колотил детей нещадно. Однажды, когда дома была одна Таня, избил ее и приказал идти с ним на улицу. Привел ее на гору недалеко от дома. И сказал, чтобы обратно ползла на коленях, если хочет остаться живой. Таню от страха всю колотило, темнело в глазах, но она ползла по кочкам и камням, оставляя за собой кровавый след от израненных коленей... Ночью Таня стала биться в истерике и судорогах. Потом такие состояния повторялись у нее часто. Но родители не придавали им значения. Подруги посоветовали Тане избавиться от колотухи с помощью наркотиков. За хранение наркотиков она в конце концов попала в колонию. Только здесь с ней начал работать психотерапевт.

...Ира третий год не ходила в школу. Мать ее моталась по России - привозила товар. А Иру заставляла торговать на рынке и ухаживать за младшими братом и сестрой. Сначала Ире на рынке даже нравилось: весело, каждый день новые люди. Но однажды после работы, когда уже темнело, а рынок закрывался, ее позвали к себе в палатку парни, которые работали по соседству. Предложили выпить вина. А потом Иру пустили по кругу. Пригрозили, чтобы не вздумала ничего матери сказать, иначе хуже будет. Два дня Ира не ходила на рынок, но потом мать заставила. Сказать ей, что с ней случилось, Ира не решилась. Не решилась и сопротивляться, когда ее снова и снова стали тащить после работы в палатку, где каждый вечер появлялись какие-то новые парни... Но однажды вдруг почувствовала, что ей легче умереть, чем завтра снова идти к ним в палатку. И вечером Ира выпила без разбора все таблетки, какие были в домашней аптечке. Ее попытка свести счеты с жизнью оказалась одной из почти 250 суицидов, которые удалось за минувший год предотвратить среди детей и подростков.

...Ваня был пятым ребенком в семье. Не слишком желанным и любимым. Отец и мать его почти не замечали, кормила в основном бабушка. Родители часто ругались и дрались. Доставалось и Ване тумаков и затрещин. Потом родители развелись. Отец куда-то уехал. Мать стала приводить домой чуть ли не каждый месяц нового папку. А в 7 лет Ваню сдали в школу-интернат. Методы воспитания здесь не слишком отличались от тех, что были у его родителей. Учиться Ване было тяжело: никак не получалось с чтением и арифметикой... Учителя нередко кричали на Ваню и обзывали дебилом и тупицей. Воспитатели за любую провинность ставили в угол и просто били. Однажды так огрели Ваню, что у него потемнело в глазах, а из уха пошла кровь. Его забрали в больницу. Врачи лечили не только травмированное ухо. У мальчика оказалась тяжелая форма нервного расстройства, его взяли на диспансерный учет.

Окончательный диагноз?

Эта страшная хроника детской беды - из обычного отчета врачей-психоневрологов. Обычными, к сожалению, стали в нашей жизни и равнодушие, жестокость, насилие над детьми со стороны взрослых. И это - главная причина, почему детская психика ломается, почему возникают ее пограничные состояния, болезни, реакции, которые специалисты называют девиантным поведением: агрессия, наркомания, правонарушения, суицидальные попытки. Все это нарастает у нас в обществе как снежный ком. Все больше детей и подростков нуждаются в психиатрической помощи. В столице уже несколько лет работает специализированный психоневрологический диспансер для детей и подростков. Врачи помогают здесь почти 8 тысячам детей вернуться к нормальной жизни. Но нуждается в такой помощи значительно больше детей. И пока окончательный диагноз они нередко ставят себе сами: количество попыток среди детей и подростков решить свои проблемы с помощью суицида за последние годы увеличилось как минимум в 10 раз. Все больше детей пытаются избавиться от воспитания взрослых просто уходя из семьи, убегая из интернатов. Только по официальным данным, около 2 тысяч детей у нас в республике бродяжничают. В союзной России - около 2 миллионов беспризорников, опять же по официальным данным. Реальные цифры вдвое больше. За год 2 тысячи российских подростков покончили жизнь самоубийством. Столько же сами стали убийцами... 40 процентов тех, кто воспитывался в детских домах и интернатах, страдают наркоманией и алкоголизмом. Еще 40 процентов воспитанников этих учреждений пополнили преступный мир. 10 процентов заканчивают жизнь самоубийством. И лишь 10 процентов оказываются психически устойчивыми, в состоянии относительно благополучно социально адаптироваться в обществе.

Воспитание без наказания

Нельзя сказать, что эти трагедии детской жизни оставляют взрослых равнодушными. В нашей республике, пожалуй, как ни в одной из стран СНГ уделяют много внимания проблемам прав и здоровья детей. Есть Закон О правах ребенка, десятки нормативных актов и указов, касающихся охраны здоровья детей. Есть государственная программа Дети Беларуси. В рамках этой программы специалистами-психологами Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь несколько лет проводились исследования, цель которых: понять, что происходит с психическим состоянием и здоровьем детей, можно ли изменить ситуацию к лучшему. В конце прошлого года подведены итоги этой работы. Что же они показали? Комментирует заведующий отделением теоретической и прикладной психологии Национального института образования доктор психологических наук Леонид Пергаменщик

: - Для определения состояния психического здоровья школьников были выделены три группы: младшие школьники, школьники средних и старших классов. В младшем возрасте 27 процентов детей можно отнести к группе психически здоровых. Остальные относятся к группе риска, причем у 21 процента зафиксированы нервные расстройства, у 49 процентов - предрасположенность к ним. Наибольшие показатели нервности - до 46 процентов - у мальчиков 8 - 9 и 12 лет. В 12-летнем возрасте больше всего и нервных девочек - до 37 процентов. В этом критическом для дальнейшего формирования личности возрасте особенно заметна повышенная возбудимость и агрессивность у значительной части детей. В старшем возрасте это положение еще ухудшается. Около 40 процентов школьников 7-х классов и 45,9 процента 10 - 11-классников имеют стабильную склонность реагировать на различные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства, у них присутствует недоверие к окружающему миру и неверие в людей. Для большинства детей характерны чувство отчужденности, отверженности, слабые эмоциональные связи между членами семьи. 30 процентов школьников 10 - 11-х классов не имеют определенной жизненной цели и определенного смысла жизни, что свидетельствует об их психическом нездоровье. Очень выражен у детей всех возрастов процент актуализированных страхов. Среди них - страх смерти родителей, страх нападения, издевательства, страх заболеть, страх наказания и т.д. Среднее число страхов более чем в два раза превысило возрастную норму! Только у 18 процентов детей отмечаются соответствующие возрасту показатели среднего числа страхов.

Какие события для школьников всех трех возрастных групп являются травмирующими? Это: смерть близкого человека, конфликты в семье, с друзьями, учителями, развод родителей, разрыв отношений с любимым человеком, состояние своего здоровья и здоровья близких, смерть животных. Особенно следует отметить такое травмирующее для ребенка событие, как наказание. Мы проводили исследования среди молодых людей 20 - 25 лет. И все они назвали как самую большую свою детскую травму наказание. Это как зареванная детская обида. Тогда о ней забыли, а через годы, во взрослой жизни, она проявляется болью...

Травмирующими становятся для детей и немало событий школьной жизни. Такие явления, как психогенная школьная дезадаптация, школьная фобия, школьный невроз, уже прочно прописались не только в психологической научной литературе, но и в жизни тысяч школьников. Следствием всех этих травмирующих событий становятся для детей и подростков страхи, начало употребления алкоголя, наркотиков, суицидальные попытки, агрессия. Доказано, что если число событий, приводящих к серьезным изменениям в жизни человека, возрастает более чем в два раза по сравнению со средним числом, то вероятность заболевания повышается до 80 процентов. Похоже, многие наши дети эту критическую отметку негативных изменений в своей жизни перешагнули...

Можно ли изменить ситуацию, не допустить детей до пограничного состояния, улучшить их психическое здоровье? Для этого нужны усилия, системная программа психологов, педагогов, медиков. Надо гуманизировать традиционную школьно-воспитательную систему, гуманизировать весь наш социум. Что непросто и не за один день делается. Но кое-что может все-таки сделать каждый, у кого есть дети. У ребенка настолько тесная связь с родителями, что практически все отрицательные изменения в их жизни ставят ребенка на грань риска заболевания. Ребенок является симптомом своих родителей в том смысле, что болезненные проявления у ребенка - это всегда проявление семейной дезорганизации. Нарушения семейного воспитания, дисгармония семейных отношений являются основными причинами, которые вызывают неврозы у детей. Значит?.. Правильно, в семье нужно вести себя с детьми спокойно и доброжелательно. Воспитание должно быть без наказания. Трудно? Но только в этом случае можно избежать пограничного состояния...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter