Поговорим под запись

Парламент рассмотрел новый законопроект об обращениях граждан и юрлиц

Белорусские парламентарии рассмотрели новый законопроект «Об обращениях граждан и юридических лиц». Одна из статей этого документа регулирует порядок организации личного приема граждан должностными лицами. Так, по решению руководителя госоргана организации и чиновники вправе применять во время личного приема технические средства: аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку. По условиям законопроекта это будет возможно, если заявителя до начала приема уведомили о фиксации разговора и заручились его согласием.

— Эта норма направлена как на защиту прав граждан, так и интересов государственных органов, организаций, поскольку позволит исключить бездоказательные ссылки на имевшиеся злоупотребления в ходе проведения личного приема, — считает Евгений Мельников, депутат Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации. — Законопроект вводит такое понятие, как электронные обращения. Таковыми будут считать только те обращения, которые поступили на официальные сайты организации, а не каждому работнику в отдельности. Что касается рассмотрения электронных сообщений — законопроект не вменяет в обязанность руководства организаций отвечать на них.

Кроме того, новый законопроект устанавливает единые сроки ответов на все виды обращений — электронных, письменных, записей в книги жалоб и предложений. Согласно проекту закона, они должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а если требуется дополнительное изучение и проверка — не позднее одного месяца. В случае отказа от рассмотрения обращения, законопроект вменяет в обязанность ответчику указать конкретные акты законодательства, на основании которых принято такое решение, а не ограничиваться общей формулировкой «в соответствии с действующим законодательством».

Если заявитель направил свое письмо не по адресу (то есть его обращение содержит вопросы, не входящие в компетенцию данной организации или гос-органа), получатель будет обязан в течение пяти дней перенаправить его в компетентный орган либо оставить без рассмотрения по существу, обязательно уведомив об этом заявителя.

Во время заседаний по поводу законопроекта депутаты активно обсуждали вопрос, на каком языке следует давать ответ на обращения. В результате длительных дискуссий пришли к выводу, что ответ должен быть на языке заявителя.

Одна из статей предусматривает, что в случае поступления коллективного обращения 30 и более человек, его рассмотрение должно проводиться с обязательным выездом на место. В отношении анонимных обращений новый проект закона ничего коренным образом не изменит. Они по-прежнему не подлежат рассмотрению.

Мы решили поинтересоваться, как относятся к депутатской инициативе самые разные люди.

Игорь НИКОЛАЕНКО, главный инженер ЖЭС № 108 Московского района Минска:

— Хорошая идея, давно пора. Ведь очень многие граждане приходят к нам просто поскандалить, сорвать злость: ругательства и брань в свой адрес слышали не раз. Поэтому аудио- и видеозапись как раз то, что надо. Думаю, зная о видеокамере, просители станут гораздо культурнее в выражениях.

Сергей СТАСЕВ, заместитель председателя Костюковичского райисполкома:

— Мне кажется, делать это совсем не обязательно. Ни к чему это. Пришел человек, надо с ним поговорить, успокоить, убедить, помочь. Камеры здесь не нужны. Во всяком случае, у нас таких проблем нет.

Юрий РЯБОВ, директор Минского зоопарка:

— Не вижу в этом ничего страшного. Пусть пишут себе на здоровье. Мое мнение таково: это заставит обоих участников диалога придерживаться общепринятых норм приличия и уважать друг друга.

Александр МЕТЛА, директор фонда «Память Афгана»:

— Ну зачем все это? Видео- и аудиозапись – это работа следователей прокуратуры, а не чиновников, призванных помогать людям в решении их проблем. Давайте еще начнем при входе в кабинет предъявлять справки об отсутствии судимости или психического заболевания. Я в подобных случаях поступаю так: хамит посетитель, скандалит, переходит на личности – открываю дверь и прошу выйти из кабинета. А микрофоны и камеры — это уж чересчур.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter