Поговорим о странностях любви

В начале марта на сцене Малого зала Дворца Республики пройдет бенефис народной артистки БССР Галины Толкачевой.
В начале марта на сцене Малого зала Дворца Республики пройдет бенефис народной артистки БССР Галины Толкачевой. Антреприза Сергея Куликовского дает в честь юбилярши спектакль "Три высокие женщины" по пьесе американского драматурга Эдварда Олби. Галина Семеновна играет здесь одну из лучших своих ролей.

Почему антреприза, а не родной Купаловский театр устраивает бенефис народной артистки? О чем сожалеет Галина Толкачева в канун своего юбилея? И фунт актерского лиха, он, вообще, по чем? Прошу встречи у Галины Семеновны, чтобы адресовать ей свои вопросы.

"Живьем" Толкачеву я видела всегда только на сцене. Последний раз в "Трех высоких женщинах" ("Three tall women"), где актриса недосягаема, как и смысл английского "tall". Словарь дает - невероятна, немыслима, великолепна, таинственна, непостижима, загадочна, неразгаданна... Непросто пригласить столь "высокую женщину" на интервью и, встретив ее, изумиться: в повседневном облике ни намека на перья, искру, духи или туманы. Передо мной женщина в хорошей форме. Стройная, с макияжем - глаза с синими и красными тенями на веках. Вот так мы сели лицом к лицу с Толкачевой, а говорить-то не о чем. Настолько умные и всепонимающие глаза у этой дамы. Ну что, что между нами может быть общего? Мне было бы интересно, если бы она начала вдруг рассказывать, как лошадей держала, замечательной наездницей была, с яхтой управлялась, как супруг ее преподносил ей бриллиантовые браслеты "на своей пипке" (цитата из Олби)... Но Галине Семеновне уже об этом неинтересно.

- Когда говорят: "В любом возрасте есть свои преимущества, старость - это мудрость", - все это глупости. Я вам одним словом скажу: старость - это печально. Вот так. Одним словом. Печально.

Что это? Цитата из пьесы или Галина Семеновна и впрямь такая печальная? Только через час нашей беседы я поняла, что история жизни Толкачевой поразительно напоминает судьбу героини из "Трех высоких женщин" Олби. Такое чувство, что из своей Америки Эдвард Олби наблюдал за нашей Толкачевой, чтобы написать эту пьесу. Для чего ж такие совпадения случаются?!

Представьте себе симпатичную девушку лет так двадцати. Мать умерла, папаша - тиран и упрямец, жить с ним вместе невозможно. Галина пишет отцу записку: так, мол, и так, уезжаю из Ростова в Минск, "поступать на педагога". И уехала. В Минск. Одна. Ни кола ни двора. В театрально-художественный институт подалась, конечно же. С детства любила что-то малевать на своей рожице и парики примерять. Экзаменаторы прозвали Галину "темпераментной испаночкой", и ее зачислили на первый курс, правда, на первых порах без общежития и стипендии. Однокурсниками Галины Семеновны были Маша Захаревич, Гена Овсянников, Виктор Тарасов, Таня Бобко. "У нас был очень сильный курс", - вспоминает Толкачева. Недаром их всех позвали в Купаловский сразу после окончания учебы. Естественно, приглашение служить на главной сцене страны Толкачева приняла с радостью, не раздумывая. Только вот, кажется, кто-то из близких ей шепнул тогда: "Смотри, Галя, театр национальный, а у тебя внешность заграничная. Вряд ли у тебя в Купаловском будет много ролей". Но в молодости и роли, и звания шли к Толкачевой беспрепятственно. Она вспоминает, как безмерно обрадовалась, когда ей присвоили звание заслуженной артистки, прямо на крыльях от счастья летала.

А первый муж у Галины Семеновны был красавцем. Архитектор Толкачев, когда приходил на спектакли своей супруги, заходил в зал, и актеры из-за кулис не сводили глаз с него, и зрители, называли "нашим солнышком". И Галине Семеновне от этих слов было приятно. Единственное, она боялась, что красавец этот непременно ее бросит, казалось, не может такой эффектный мужчина быть долго рядом с одной женщиной. У них родился сын.

- А где вы встретили вашего второго мужа?

- У театра. Я впервые увидела Августа и подумала: "Ну вот, опять в наш театр набрали каких-то невзрачных актеров".

С Августом Миловановым, актером и режиссером Купаловского театра, Галина Семеновна живет вместе уже 40 лет. Это любовь, бесспорно. После первой же совместной репетиции она была совершенно очарована талантом Августа, его обходительностью и умом. Красавцу-архитектору она сразу созналась, что полюбила другого, и ушла. Тот не стал препятствовать, отпустил ее к Милованову, но сына себе оставил. "Можешь навещать мальчика хоть каждый день, но жить он будет со мной", - сказал Толкачевой первый супруг.

- Объясните мне, Галина Семеновна, ну как так в жизни происходит, что с отцом своего ребенка жить вместе не можешь, а с другим человеком можешь находиться рядом целых 40 лет?

- Я здесь ничего оригинального не скажу. Видно, у каждой любви есть свой предел. Вот тебе с человеком интересно-хорошо-замечательно, а потом раз - и все исчезает.

Правда, и сын из жизни Галины Семеновны исчез как-то вдруг. В его детстве она встречалась с ним ежедневно. Когда мальчик подрос, он с удовольствием стал приходить в театр, смотрел спектакли с маминым участием. А позже что-то раз - и исчезло: или бывшая свекровь Галины Семеновны, или женщины ее повзрослевшего сына, но кто-то его убедил, что в маме он не нуждается. И сын перестал общаться с Толкачевой. В последний раз - недавно, когда она ему позвонила, - он не стал с ней разговаривать, повторил, что в родственниках не нуждается. Ей это больно, естественно, и обсуждать эту тему нам было нелегко...

У Олби в одной из сцен пьесы старуха 92 лет все зовет, зовет своего сына, а он не идет, не идет к ней. В кромешном одиночестве эта женщина перебирает свои воспоминания... Наверняка режиссер спектакля Сергей Куликовский, когда приглашал Галину Семеновну на эту роль, знал об обстоятельствах ее жизни. Как не знать, если Толкачева была его педагогом по актерскому мастерству, а потом и товарищем по "диалогам об искусстве". Он знал, и его это настораживало: вдруг Толкачева, когда станет репетировать эту пьесу, в себя уйдет или вообще сорвется на истерику? И все же Куликовский видел только одну актрису, способную справиться с этой ролью. "Я не знаю, ты помнишь или нет, - взволнованно рассказывал Куликовский, - в Купаловском она всегда была героиней западного плана, почти не играла советских женщин. Только, пожалуй, однажды - в спектакле по пьесе Радзинского "Еще раз про любовь" она была стюардессой Наташей. Кроме нее, попросту не было актрис с такой внешностью и столь тонкой психологической манерой игры. А как точно она владеет словом! В моем спектакле по пьесе Олби в первом акте на Толкачевой немыслимая текстовая нагрузка - при этом она держит внимание зала на протяжении всего театрального действия. Это ведь очень тяжело. Но ей это удается".

Толкачева говорит

: - С каждым новым званием у меня было все меньше и меньше ролей. Вот это я помню: когда была в подающих надежды - ролей было очень много, после "заслуженной" - играла чуть меньше, а после звания "народная" - совсем перестали приглашать в новые постановки.

- Получается, Сергей Куликовский - это подарок судьбы?

- Да, вы правы. Уж не поскупитесь на слова благодарности этому человеку. Сергей - талантливый режиссер. Я считаю его очень неординарной личностью, ему бы еще подучиться где-нибудь за границей. С другой стороны, если он уедет, распадется наша компания, а мне ее будет очень не хватать. Сергей такой поразительный парень, такой заботливый. Сегодня это - редкость. Когда мы репетировали "Женщин", у меня вдруг пропал голос. Так Сергей сам заказал мне талончик, проводил в кабинет к врачу. Я была тронута до слез.

- А Купаловский театр предложил вам бенефис?

- Да, предлагали. Только я отказалась.

- Почему?

- Да не хочу. Ну что это такое, артистка десять лет практически не появляется на сцене - и вдруг в ее честь спектакль? Что это будет такое?

Напомню, бенефис Галины Толкачевой пройдет 2 марта на сцене Малого зала Дворца Республики. Приходите обсудить с ней женщин. Высоких.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter