Поэзия и проза гобелена

- так называется один из гобеленов Татьяны Белоусовой-Петровской, изображающий яркость, богатство золотой осени и рядом - блеклость, холодность, бесприютность зимы.

<Контрасты> - так называется один из гобеленов Татьяны Белоусовой-Петровской, изображающий яркость, богатство золотой осени и рядом - блеклость, холодность, бесприютность зимы. Та же внезапность перехода ожидала меня, когда из пасмурного зимнего дня я вошла в уютный дом автора этого произведения.

Поводом для встречи с Татьяной БЕЛОУСОВОЙ-ПЕТРОВСКОЙ послужила недавно прошедшая юбилейная выставка гобеленов во Дворце искусства, но наш разговор получился не только о них.

- Участь художника в нашей стране никогда не была завидной. То над ним довлеют идеология, цензура, то власть денег, коммерциализация. Когда вам было легче работать?

- В материальном смысле, конечно, раньше. Когда я работала на Борисовском комбинате прикладного искусства, к нам регулярно поступали заказы на гобелены - как правило, монументальные. Мы были загружены работой и чувствовали себя обеспеченными людьми. Комбинат гремел на весь Союз. Потом с началом перестройки, развалом Союза заказов становилось все меньше и меньше. В конце концов мы остались без работы. Каждый сегодня выживает в одиночку как может. Кто-то ушел преподавать, кто-то вынужден зарабатывать на хлеб, сменив профессию. Если же говорить о свободе творчества, то для меня в этом отношении мало что изменилось. Может, мне везло с заказчиками, и я не прочувствовала ситуацию, когда приходится наступать на горло собственной песне.

- И все-таки можно предположить, что, когда вы ушли с предприятия и стали свободным художником, что-то изменилось не только в вашей финансовой ситуации, но и в вашем творчестве...

- Когда между замыслом и конечным результатом не стало посредника-исполнителя в лице ткачих, наши работы сделались абсолютно авторскими и как произведения искусства только выиграли. Не одной мною замечено: первые гобелены, которые ткались на комбинате по эскизам художников, выходили гораздо удачнее, чем спустя время. Ткачихи, видно, вначале не просто выполняли свою работу, а вкладывали в нее свою энергетику, тепло. Хороший исполнитель - это тоже талант и достаточно редкий. Потом все изменилось. Смотришь на гобелен - вроде все правильно, по эскизу выполнено, а работа - мертвая, нет в ней жизни. Когда делаешь все сам, своими руками, такое, разумеется, исключено. Искусство гобелена - очень теплое искусство. Оно ведь и родилось, чтобы согревать холодные стены. Сам материал очень теплый, и он должен согревать не только жилище, но и взгляд, душу. Со временем я пришла к выводу, что гобелен - искусство не монументальное, а камерное.

- На многих ваших выставочных работах указано: Собственность автора. Это значит, что одни гобелены вы создаете сегодня на продажу, а другие - для души?

- Гобелен - искусство дорогостоящее, элитарное. Отдавать его даром - жалко: столько труда в каждый вложено. А богатых людей у нас сегодня не так уж много, к тому же они предпочитают вкладывать средства во что-то другое, а никак не в произведения искусства. Сейчас у меня есть идея сделать ряд гобеленов на продажу. До сих пор я этим не занималась. Я могла себе позволить такую роскошь благодаря мужу, который взял на себя на этот период финансовое обеспечение. Думаю, дело еще и в моем характере. Если гобелен какое-то время побыл в моем доме, мне очень тяжело с ним расставаться. У меня вообще очень духовные отношения с материей. Например, многие вещи я уже не ношу и все равно храню их, не выбрасываю - ведь с каждой что-то в жизни связано.

- Наша суетная жизнь не очень располагает к созданию прекрасного, которое остается часто невостребованным и не оцененным по достоинству. Чем вдохновляетесь вы?

- Иногда замысел возникает естественно, в один миг, и ты сразу попадаешь в десятку. Случается, композиция приходит во сне. Но вообще, по-моему, очень важно постоянно находиться в работе, не терять этого состояния. Потому что чем больше ленишься, тем меньше хочется работать. Я всегда восхищалась теми творческими людьми, которые ежедневно выполняют свою норму, не глядя на любые помехи. У меня, к сожалению, так не выходит. Чтобы побороть лень, мне надо загореться. К работе меня толкает либо необходимость, либо вдохновение.

- Есть ли у вас гобелен, который вам дороже остальных?

- Обычно - это моя последняя работа. Вот сейчас мне очень нравится гобелен Контрасты. Кстати, вдохновил меня на его создание роман Мастер и Маргарита Булгакова. Разве об этом догадаешься, правда? Иногда конечный результат и близко не совпадает с первоначальным замыслом.

- Весна, Озерная песня, Карибский восход, Рождение планеты цветов, Супрематическая баня, Контрасты, Портрет. Судя по названиям ваших работ, трудно определить, что же вам нравится изображать на полотне больше всего?

- Я не люблю повторяться, использовать уже найденное. Мне нравится фантазировать, совмещать несовместимое. Объединяет мои работы не тема, а скорее тональность, настроение, тяготение к размышлению, философствованию.

- Удалось ли, на ваш взгляд, кому-то из наших гобеленщиков перешагнуть границы национальной известности?

- Думаю, только Александру Кищенко. Остальных - несмотря на участие в зарубежных выставках - никто за границей не знает.

- Вам знакома творческая зависть?

- Я переболела ею в молодости. Но сама себя от нее вылечила, и чувствую от этого себя гораздо комфортнее. Мы, художники, все разные. И я думаю - если работа искренняя, она непременно найдет своего зрителя; кто-то попадет в волну твоих переживаний. Теперь, если мне что-то нравится, я не завидую, а радуюсь.

- За кого из коллег вы порадовались в последнее время?

- За Ольгу Гридину и Валю Кривошееву, авторов гобелена-занавеса, украшающего Дворец Республики. Он получился такой теплый, праздничный. Стоишь, смотришь на него и не хочется уходить.

- Какая мудрость, приобретенная в жизни, кажется вам очень важной и вы хотели бы ее передать в наследство своей дочери, внучке?

- Не надо воспитывать, переделывать людей. На все это уходит масса сил и энергии. К тому же в случае успеха объекты переделывания, как правило, оказываются вам самим неинтересны. Гораздо эффективнее научиться мириться с недостатками, слабостями ближних.

Еще мне хотелось бы, чтобы они помнили о той простой истине, что за все в жизни надо платить. Конечно, трудно прожить, не ошибаясь совсем. Но надо на своих ошибках - по крайней мере - учиться, делать выводы и избегать их повторения.

Помимо смерти, нет ничего, что нельзя было бы исправить.

- Какие личные качества, особенности в наибольшей степени определяют стиль вашей жизни, ваш собственный взгляд?

- Я все взвешиваю и анализирую. Люблю, чтобы в жизни все было красиво - от быта до человеческих отношений. По мне лучше никаких отношений, чем кое-какие. Не люблю склок и дрязг. Думаю, если жизнь захочет кого-то наказать, она сделает это и без моего участия. В каком-то смысле я фаталистка - верю в судьбу. Я не люблю затяжных ситуаций - ни хороших, ни плохих. В чьих-то глазах все эти особенности, возможно, только осложняют жизнь, но такова моя правда, мне комфортнее жить так.

 

АЛЕКСАНДРОВА Ольга.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter