Подземка

Корреспонденты "СБ" побывали в ночном метро Минский метрополитен начинает работать в 5.
Корреспонденты "СБ" побывали в ночном метро

Минский метрополитен начинает работать в 5.30 утра и заканчивает в час ночи. Это не значит, что жизнь в "подземке" замирает на четыре с половиной часа. Просто ночной метрополитен не всякий может увидеть - только работники метро и корреспонденты "СБ", спустившиеся в главное городское подземелье аккурат к отправлению последнего поезда и поднявшиеся на поверхность с прибытием первого.

"Институт культуры", 00.40

У каждой станции метро есть свой "ангел-хранитель", который имеет официальную должность "дежурный по посту централизации". Он всевидящ - глаза - объективы камер установлены практически везде, всезнающ - этому помогает пульт-табло на всю стену кабинета, показывающее, что происходит на каждом отрезке пути станции. А еще он всемогущ - достаточно одного движения руки и жизнь на станции замрет: поезда остановятся, свет погаснет, вентиляторы перестанут подавать воздух, а надежные металлические двери-затворы отгородят маленькое подземное царство от всего остального мира.

"Ангел-хранитель" станции "Институт культуры" - Галина Казакова. За время работы под землей она спасла немало людей, которые случайно или по собственному желанию спрыгнули на рельсы.

- Главное - такого "прыгуна" вовремя заметить, - рассказывает Галина Константиновна. - Чтобы снять напряжение с контактного рельса, от которого питаются поезда, надо сорвать пломбу и нажать кнопку. Успела вовремя это сделать - спасла чью-то жизнь.

Ночью напряжение с контактного рельса снимают. Но даже тогда сотруднику метрополитена попасть в тоннель непросто. У каждого из них в пропуске стоит несколько печатей, которые определяют степень свободы передвижений. Одна печать позволяет входить в тоннель, другая - спускаться к рельсам, когда там есть напряжение. Мало того, человек, уходящий в тоннель, обязан зарегистрироваться у дежурного по станции.

После завершения всех формальностей нам выдают яркие оранжевые жилеты, похожие на спецодежду дорожных рабочих, - чтобы издалека видно было. Теперь мы можем спуститься в тоннель. Осталось дождаться, когда уйдет последний поезд.

Грохот проносящихся составов слышен все реже и реже. На опустевшем перроне лишь несколько сонных пассажиров, с тревогой поглядывающих на табло, висящее над тоннелями.

Выйдя на платформу, мы замечаем появление необычных "пассажиров". Эти люди, в отличие от других, никуда не торопятся, равнодушным взглядом провожают уходящие поезда. На них уже надеты оранжевые жилеты, что позволяет определить их как "своих". Уходит последний поезд, и через несколько минут дежурная по станции отпирает дверь, ведущую в тоннель. "Оранжевые жилеты" безбоязненно спускаются на рельсы и пешком отправляются к другим станциям. Мы присоединяемся к "пешеходам".

Тоннели считаются зоной повышенной опасности, по ним не ходят в одиночку. Только людям, имеющим соответствующий допуск, например, обходчикам, ежедневно проверяющим состояние пути, позволяется такая "вольность". Нашим спутником стал инспектор по обслуживанию сооружений метрополитена Иван Владимирович (фамилия по его просьбе не называется). Для него это не просто прогулка. Он отвечает здесь практически за все. Разговаривая с нами, Иван Владимирович периодически останавливался, внимательно разглядывал, обстукивал шпалы, и помечал их номера в записную книжку.

- Эту надо заменить, - пояснял он. Мы с умным видом сочувственно киваем.

"Площадь Независимости", 1.40

Днем отрезок пути "Институт культуры" - "Площадь Независимости" занял бы у нас не более двух минут. Сейчас приходится тратить полчаса. Ночью в тоннелях включается свет. Теперь видно, что это не безликие серые стены с кабелями, которые видны из окон вагонов. По обеим сторонам тоннеля нам постоянно встречаются двери, решетки, порой самой необычной конструкции. Функцию некоторых из них нам охотно объясняют, о том, для чего предназначены другие, например, комната, закрытая решеткой, за которой виден длинный ряд умывальников, отвечают коротко - "объект гражданской обороны".

В военное время или при экологической катастрофе метрополитен выполняет функцию бомбоубежища. Буквально за несколько минут метро полностью изолируется от внешнего мира. Для этого на станциях используются специальные двери - огромные металлические затворы (рельсы, по которым они ходят, вы можете увидеть на полу и потолке в любом переходе станции метро). Но по-настоящему оценить грандиозность этих сооружений можно только в тоннеле, где они тоже есть. Самое удивительное, что такую громаду может закрыть один человек при помощи небольшой ручки, правда, для этого придется изрядно попотеть. Помимо этого, в метро существуют специальная система вентиляции, независимые от города источники артезианской воды и электричества.

"Площадь Победы", 3.00

Слышен шум приближающегося состава. Вместо привычных синих вагонов из тоннеля выныривает хозяйственный поезд, тянущий за собой большую железнодорожную цистерну, ощетинившуюся трубами, - поливо-моечную машину. Въезжая в тоннель, этот агрегат выбрасывает из всех своих отверстий воду.

- Причем вылетает водичка под давлением в пять атмосфер, - с гордостью поясняет мне машинист поезда Александр Рало. - На помывку тоннелей между тремя станциями уходит около 50 тонн воды.

Ездит по ночным тоннелям и еще один "монстр" - машина, которая чистит стены станций. Она чем-то напоминает ежа-мутанта, только, в отличие от лесного сородича, несколько метров в высоту и иголки на щетках вращаются.

- Говорят, в подземельях метро крысы метровые водятся... - говорю я, опасливо поглядывая в темный проем бокового тоннеля.

- А что им здесь делать? - удивляется наш спутник. - Здесь им попросту есть нечего. Скорее крысы на складах и в магазинах заведутся, чем под землей.

Как оказалось, практически все страшные истории, ходящие о главном минском подземелье, - сказки. Нет здесь ни крыс-мутантов, ни спецпоездов, идущих от Дома правительства. Просачиваются в него лишь вездесущие бездомные собаки - но и их немедленно отлавливают и выдворяют на поверхность. Однажды путейцы нашли в тоннеле зайца - он забежал через депо, где метро выходит на поверхность. На косого пришлось устроить настоящую облаву.

"Октябрьская", 4.30

В 4.45 в метро подают "сигнал времени" - свет в тоннелях отключается на 5 секунд. По этому сигналу все направляются к выходу из тоннелей. Через 10 минут подается еще один предупредительный сигнал - освещение отключается два раза по 5 секунд. К этому времени все уже должны быть на платформе и отмечаться у дежурных по станции - чтобы удостовериться, что в тоннелях никого не осталось.

Мы "выписываемся" из тоннеля, сдаем жилеты, выходим на платформу и становимся обычными пассажирами, нетерпеливо ожидающими прибытия первого поезда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter