Подвиг, застывший в бронзе

«Витебскими» стали в Великую Отечественную войну 63 соединения и военные части

Почетные наименования «Витебские» получили в Великую Отечественную войну 63 соединения и военные части

Многое в белорусской столице напоминает о героических подвигах советского народа в годы Великой Отечественной войны. И это «многое» замыслами скульпторов, архитекторов, проектировщиков, художников возведено строителями наяву. Оно воплощено в мемориалах, монументах и обелисках, в мемориальных досках и памятных знаках, в названиях площадей, проспектов и улиц, скверов и парков. Эти памятные места напоминают поколениям и о героическом Минском подполье в огненные годы войны, и о славных сынах разных народов, отважно сражавшихся с фашистами на территории Беларуси, и об освобождении ее от немецко-фашистских захватчиков.

1 июля 2005 года в Минске на пересечении улиц Асаналиева и Осиповичской открыт памятник (на снимке), установленный по инициативе Посольства Кыргызстана в Республике Беларусь. В солдатской пилотке застыл в бронзе воин, бывший чабан, которому исполнился в 1944-м всего 21 год.

Попробуем кратко отобразить время совершения подвига киргизом-красноармейцем.

Командующий Первым Прибалтийским фронтом генерал армии (с 1955 г. – маршал Советского Союза) Иван Христофорович Баграмян в очерке «Путь к победе» писал: «23 июня 1944 года – памятный день для белорусского народа. В этот день советские войска приступили к осуществлению операции «Багратион», которую с полным правом можно отнести к числу наиболее грандиозных операций Великой Отечественной войны… В начале лета 1944 года все три Белорусских и Первый Прибалтийский фронты перешли в решительное наступление… Первый Прибалтийский фронт, которым я командовал, наступал на правом крыле крупной стратегической группировки советских войск, имея в своем составе четвертую ударную, шестую гвардейскую, 43-ю общевойсковую и 3-ю воздушную армии… Повсюду самоотверженно и умело сражались советские воины. Поэтому и на второй оборонительной полосе противник не выдержал яростных атак. Он в панике отступал к Западной Двине… Эта река к югу от Полоцка явилась мощной водной преградой. Нашим передовым частям оставалось пройти до нее всего 18—20 километров…»

Командующий фронтом принимает решение: «Надо внести поправку в план наступления – танковый корпус не вводить, а принять все меры к тому, чтобы стрелковые соединения ускорили темпы наступления, не задерживаясь даже ночью. А как только они захватят плацдарм на Западной Двине, начать переправу танкового корпуса».

В 12 часов дня 24 июня Иван Михайлович Чистяков, командующий 6-й гвардейской армией, радостно доложил:

— Орлы генерала Ермакова черпают воду из Западной Двины!

— Отлично! – ответил ему Баграмян. – А плацдарм захватили?

— Захватили, товарищ командующий, не напрасно столько трудились…

В числе первых красноармейцев, переправившихся у деревни Лабейки Бешенковичского района на берег, занятый фашистами, был наводчик станкового пулемета ефрейтор Жумаш Асаналиев. После переправы с пулеметом через Западную Двину отважный боец уничтожил около 20 гитлеровцев, оказавших упорное сопротивление. В бою погиб весь пулеметный расчет смельчаков. Оставшись в живых, он один на один с превосходящими силами противника метким огнем отбивал вражеские атаки… До тех пор, пока не кончились боеприпасы. Фашисты уже радостно кричали о сдаче красноармейца в плен, плотным кольцом окружая отважного бойца-пехотинца. Однако комсомолец Асаналиев последней из оставшихся гранат подорвал себя и приблизившуюся к нему группу захватчиков.

Похоронен он на военном кладбище в деревне Узречье.

А звание Героя Советского Союза (посмертно) присвоено Жумашу Асаналиеву 22 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР.

В 1976 году в Минске одну из новых улиц (с переулком) назвали его именем, а на доме № 5 в 1978 году установили и мемориальную доску. Имя славного сына Кыргызстана запечатлено на мемориалах: в подземном переходе на площади Победы и в зале Славы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны города-героя Минска.

В заключение военного очерка дважды Герой Советского Союза (первую звезду Героя командующий фронтом получил 29 июля 1944 года за «личное мужество и героизм, умелое руководство войсками в операции «Багратион») Иван Христофорович Баграмян отметил: «Воины 1-го Прибалтийского фронта, тесно взаимодействуя с Белорусскими фронтами, с честью выполнили задачу ставки Верховного главнокомандования. Родина высоко отметила боевые подвиги войск нашего фронта в этой операции. 145 солдат, офицеров и генералов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Многие тысячи воинов награждены орденами и медалями.

В районе Бешенковичей, у деревни Гнездиловичи, завершилось полное окружение витебской группировки немецко-фашистских войск».

В одной из книг по истории Краснознаменного Белорусского военного округа (издательство «Беларусь», Минск, 1973 ) об этом сказано так: «Утром 25 июня 1944 года 19-я гвардейская стрелковая дивизия 39-й армии (3-го Белорусского фронта) соединилась с войсками 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта. Задача по окружению витебской группировки врага блестяще выполнена. В железном кольце советских войск оказались пять гитлеровских дивизий и части усиления общей численностью около 35 тысяч солдат и офицеров. Упорными были бои и за освобождение Витебска…

26 июня Москва салютовала доблестным войскам 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов, овладевших Витебском, 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. Шестьдесят три соединения и части получили почетные наименования Витебские»…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter