Подходы к отходам

Свалка в Шумилинском районе не дает покоя ни мертвым, ни живым

Если городская свалка соседствует с мелиоративным каналом и кладбищем, то не пора бы ее перенести?

Полигон бытовых отходов в Шумилинском районе не дает покоя ни мертвым, ни живым. От первых он всего в нескольких сотнях метров. Вторых же он не устраивает по ряду объективных причин. Наряду с местной властью за его перенос выступают шумилинские экологи, коммунальщики и все те, кому небезразлична экология района. Добиваются этого всем миром вот уже более пятнадцати лет. Но увы, он, как тот воз, и ныне там.

То, что в Шумилинском районе называют полигоном бытовых отходов, по большому счету и полигоном-то не назовешь. Более сорока лет назад отгородили часть чистого поля у дороги и стали свозить туда мусор. Сделай так сейчас — экологи просто за голову бы схватились.

Свалка, как по-простому именуют полигон, видна издалека всем проезжающим по автодороге Бешенковичи—Суровни, отсюда до границы райцентра метров 700—800. Подхожу к ней ближе. Мусор, припорошенный снегом, густо облепило воронье.

Даже стороннему человеку, оказавшемуся здесь, очевидно: площадка для отходов выбрана весьма неудачно. Во-первых, слишком близко от дороги. Во-вторых, и это сразу бросается в глаза, рядом мелиоративный канал. В-третьих, через дорогу растянулся садоводческий массив, которым активно пользуются шумилинцы. С плакатами на улицу, конечно, никто не выходил, но претензии из-за мусора, который в ветреную погоду летит прямо на участки, в ЖКХ поступали.

— Но все-таки главная причина, по которой хотелось бы перенести полигон бытовых отходов, — непосредственная близость его к водному объекту. Мелиоративный канал впадает в речку Черница, она — в Оболь, та — в Западную Двину, а она, как известно, в Балтийское море, — рассказал «Р» Сергей Корнеков, начальник Шумилинской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. — Хотя по периметру полигона установлены наблюдательные скважины и мы периодически делаем заключение, что грунтовые воды не загрязнены, тем не менее это нарушение Водного кодекса. Мелиоративный канал относится к водным объектам, и полигон от него должен находиться на расстоянии не менее 500 метров. Сейчас же между ними — около 40—50 метров.

Нет желания свозить мусор именно в это место у шумилинцев еще по одной щепетильной причине. В 300 метрах от нынешнего полигона — кладбище. За десять лет своего существования оно стало занимать довольно приличную территорию и, что неприятно, растет в сторону полигона. Расширять его с другой стороны невозможно: там дорога.

Во-первых, такое соседство не укладывается в рамки санитарных норм. И полигоны, и кладбища имеют свои так называемые санитарно-защитные зоны, территории с особым режимом использования, которые обеспечивают защиту населения от вредного воздействия. Для полигона твердых бытовых отходов — это 1000 метров. Для захоронений, в зависимости от их размера, — от 100 до 500 метров. Получается, что между шумилинской свалкой и кладбищем должно быть как минимум 1100 метров. Но даже не это самое главное. Неприятно то, что приходится хоронить своих близких рядом с мусорными развалами.

Свое веское слово против высказали и коммунальщики.

— Каждый полигон твердых бытовых отходов рассчитывается на определенный объем вместимости, — рассказал «Р» директор Шумилинского ЖКХ Валерий Ковзан. — Учитывая то, что Шумилинский полигон эксплуатируется с 1967 года, сейчас даже сложно сказать, когда он исчерпал свои возможности. Однако нам ничего не остается, как работать по старой схеме: старый мусор буртуем, засыпаем песком, послойно трамбуем и обваловываем, чтобы он не растекался и не расползался. В прошлом году, например, на полигон вывезли 2987 тонн мусора.

Тревоги и опасения коммунальщиков, экологов и жителей прекрасно понимают и разделяют в райисполкоме. Еще в 90-х годах шумилинские власти приняли решение о строительстве нового полигона бытовых отходов. Место выбирали в соответствии с санитарными нормами и экологическими требованиями. Взвесив все «за» и «против», выбрали урочище Казаногово: кустарниково-лиственный массив, который не используется под сельхозугодья, отдаленный от населенных пунктов и водоохранных зон. Далее шумилинцы разработали проектно-сметную документацию на объект, оставалось одно: дождаться финансирования. Но, увы, более чем за десять лет они так и не попали ни в одну экологическую программу.

За это время проект корректировался дважды. Во второй раз изменения вносили и с точки зрения его удешевления. Тем не менее сейчас его приблизительная стоимость — около миллиарда рублей. Для местного бюджета сумма неподъемная.

— Полигон бытовых отходов — это не просто площадка для вывоза мусора, поэтому для ее обустройства необходима немалая сумма, — рассказывает Виктор Медвецкий, заместитель председателя Шумилинского райисполкома по вопросам строительства и ЖКХ. — Территорию нужно подготовить и расчистить, туда будет завезен и утрамбован определенный грунт. По периметру полигона должны быть построены контрольные скважины для проверки качества воды, также необходимы подъезд, освещение, ограждение.

Сейчас разрабатывается программа по охране окружающей среды на ближайшую пятилетку. Получается, если шумилинцы и на этот раз в нее не попадут, следующая попытка представится им лишь в 2015 году… Справедливо? Думаю, нет. Тем более что переживают за здоровье людей и экологию не только района, но и региона в целом. Цели-то благие, но неосуществимые без посторонней поддержки.

Комментарий в тему

Жанна АЛЕЙНИКОВА, начальник отдела госконтроля за использованием и охраной земель, растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, обращением с отходами Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Об этой проблеме мы, конечно, знаем. Учитывая все обстоятельства, Шумилинский район, действительно, нуждается в новом полигоне твердых бытовых отходов. Мы не могли помочь им с финансированием проекта раньше, потому что работаем в соответствии с Национальным планом действий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов на 2006—2010 годы, куда данный объект не попал. Но уже решено внести его в проект плана на 2011—2015 годы — так что проблема, конечно же, будет решена. От Шумилинского же района требуется еще раз откорректировать проектно-сметную документацию на объект, которая на данный момент уже не соответствует ныне существующим нормам и правилам.

На снимке: вот так соседствует с городской свалкой мелиоративный канал.

Фото: Евгения БЕРЕЗЮК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter