Подготовим кадры вместе

Отрасль торговли и услуг Гродненщины испытывает кадровый голод

Хороший специалист должен быть трудолюбивым, терпеливым, тактичным, творческим, темпераментным

О необходимости формирования партнерских отношений между учреждениями профессионально-технического образования, предприятиями-заказчиками кадров в регионе в процессе подготовки специалистов говорили участники семинара в Гродно.

Сфера торговли, бытовых услуг и общественного питания прочно вошла в жизнь каждого из нас. Магазины мы посещаем ежедневно, регулярно заглядываем в кафе и рестораны, обращаемся за помощью к специалистам «бытовки». От уровня и качества обслуживания зачастую зависят не только радость и гармония нашей жизни, но и порой здоровье.

Уходит в прошлое и типаж работника общепита или торговли, любовно выпестованный временами тотального дефицита и прочно закрепившийся в наших умах. Сегодня это не всемогущие работники прилавка, а настоящие труженики — молодые, энергичные, коммуникабельные, соответствующие всем высоким требованиям, предъявляемым покупателями.

— Хороший специалист должен быть трудолюбивым, терпеливым, тактичным, творческим, темпераментным, — считает Владимир Стома, начальник управления торговли и услуг Гродненского облисполкома. — Эти пять «Т» и есть залог успеха.

Несмотря на то что ежегодно тысячи молодых специалистов покидают стены специализированных учебных заведений, в отрасли катастрофически не хватает рабочих рук. По сведениям областного Центра занятости населения, спрос на поваров и официантов превышает предложение, постоянно нуждается в продавцах стремительно развивающаяся торговая сеть.

На недавнем областном семинаре, который состоялся на базе Гродненского государственного профессионально-технического колледжа, о подготовке квалифицированных рабочих кадров для отрасли говорили потенциальные работодатели — руководители торговых предприятий области, директора учреждений профессионально-технического обучения, инициаторы проведения мероприятия — специалисты управлений торговли и услуг и образования Гродненского облисполкома.

— Действительно, отрасль испытывает кадровый голод, — констатировал Владимир Стома. — Только десять процентов выпускников закрепляются на предприятиях. Почему так происходит, какие объективные причины вызывают высокую текучесть кадров в этой сфере, как заинтересовать молодежь в профессии, мы попробуем определить вместе.

Свои коррективы, безусловно, внесла демографическая ситуация. Если в прошлом году по области насчитывалось около 30 тысяч выпускников, то в этом только 18. Причем потребность в кадрах не уменьшается.

— В первую очередь мы будем готовить кадры для тех, кто ответственно и скрупулезно сотрудничает с системой образования. Сегодня мы можем предложить разные формы обучения, но подготовить настоящего специалиста можно только совместным трудом, — заявил начальник управления образования Гродненского облисполкома Александр Сегодник.

Такая категоричная позиция вполне объяснима. Как правило, руководители предприятий в своем штате хотят видеть уже готовых специалистов. Поэтому нередки случаи переманивания профессионалов из других организаций, а текучесть кадров в свою очередь негативно сказывается на психологическом состоянии оставшихся работников. Людей, готовых бережно работать со вчерашними выпускниками, к сожалению, осталось немного. Кроме того, в последние годы все меньше выпускников выбирают профильные колледжи и лицеи для получения специального образования, да и конкурс при поступлении фактически отсутствует. 

Чтобы в будущем получить квалифицированного специалиста, руководители торговых предприятий должны посещать школы, проводить профориентационную работу, рекламные кампании, рассказывать о нюансах будущей профессии, агитировать поступать и бороться со стереотипами, по сути изживающими себя: якобы в профтехколледжи дети поступают по остаточному принципу. Современные учебные заведения могут предложить для своих воспитанников отличную материально-техническую базу, опытные специалисты готовы поделиться с молодым поколением всеми премудростями профессии.

Работники сферы образования уверены, если потенциальные работодатели не будут воспринимать практикантов как обузу, то в скором времени получат благодарных, обучаемых и готовых к профессиональному росту молодых специалистов. Ведь система наставничества, работающая в прежние годы, давала только положительные результаты.

Остро стоит вопрос и о переподготовке кадров в области. Как выяснилось, определенный процент людей, работающих за прилавком, не имеет специального образования. В крупных торговых организациях эту работу проводят кадровые службы. Так, например, в одном из крупнейших сетевых магазинов Гродно — гипермаркете «Алми» — действует учебный центр. Продавцы, повара, контролеры-кассиры получают системные знания об основах мерчандайзинга, по технике работы с конфликтными покупателями, с кассовыми терминалами нового поколения.

Во время диалога выяснилось, что предприятия торговли и общественного питания Гродненщины готовы сотрудничать с учреждениями образования. Причем формы этого сотрудничества могут быть разными. Это и спонсирование производственных лабораторий, и предоставление собственной материально-технической базы для обучения, и последующее трудоустройство практикантов, и даже оплата производственной практики.

Учреждения профтехобразования также согласны на более тесный контакт с заказчиками кадров и даже рассматривают возможность корректировки учебной программы под конкретное предприятие. Уже сегодня им есть над чем подумать — от участников семинара поступили предложения на местном уровне обучать будущих поваров технологиям приготовления популярных нынче пиццы и суши.

Очевидно, что успех любого предприятия зависит не только от продуманной организации его структуры. Главную роль все же играют люди, их компетенция, культура поведения. Ведь только в ответ на широкую радушную улыбку и искреннее «Приходите к нам еще!» — хочется сказать: «С удовольствием!»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter