Подайте бедному «Конверсиону»,

или Как украсть три миллиарда

или Как украсть три миллиарда


Взоры тех минчан, которые регулярно ездят по улицам Калинина и К.Чорного, должны бы радоваться. Место приметное: рядом УВД и администрация Первомайского района, площадь Калинина и колоннада ботанического сада. С другой стороны, уголок весьма невыразительный. Здания здесь в основном двух– и четырехэтажные, застройки 50–х годов. И вот рядом с барачного вида автосервисом в рост резво пошел жилой дом. Глубокий фундамент явно указывал на подземный гараж. Впечатляли нестандартные внешние контуры и внутренние площади помещений. Явно элитное жилье.


Сейчас, когда дом практически закончен, первые впечатления подтверждаются: хорош, он украсит район. Тут бы воскликнуть: честь и хвала строителям! Желаем знать их имена! С последним проблем нет: это Сергей Пилютик, Сергей Корсак и Валерий Щербаков. От восторга, однако, воздержимся. Названные господа пребывают в колонии. А будущие жильцы испытывают к ним, мягко говоря, сложные чувства. Их обобрали более чем на 700 тысяч долларов и примерно на такую же сумму в белорусских рублях.


...Два приятеля–бизнесмена, знакомые еще с начала 90–х, мечтали о многопрофильном холдинге: торговля, строительство, иностранные инвестиции, агротуризм... Начало ему положило частное торговое предприятие «Конверсион», где Пилютик работал заместителем директора. Вторым звеном холдинга стало ООО «Конверсион–Инвест», которое возглавил Корсак. Он слыл серьезным и успешным бизнесменом, обещавшим партнеру иностранные инвестиции. Владельцами бизнеса были, в сущности, они, Пилютик и Корсак. Щербаков, хоть и занимал руководящие должности, являлся работником наемным.


Первым серьезным проектом холдинга должен был стать элитный жилой дом переменной этажности с подземным гаражом на 24 машино–места по Инструментальному переулку. Бизнес–план предполагал, что прибыль должна составить полтора–два миллиона долларов. Выяснилось, однако, что дело не с чего начать. С иностранными инвестициями... не заладилось. Денег на строительство не было вовсе!


Выход нашелся. Бизнесмены взяли кредит на себя и членов своих семей — всего на 5 квартир. Дело пошло. Известно же, что люди, даже крайне в жилье нуждающиеся, неохотно отдают деньги под обещания. Как бы убедительно ни выглядел договор. Когда же стройка кипит и этажи растут — это убеждает. К офису фирмы (он располагался рядом, в квартире жилого дома) потянулись дольщики–инвесторы и понесли деньги. Деньги немалые! «Причем часть — наличными, — вспоминает Дмитрий Адамович, начальник управления по расследованию преступлений департамента финансовых расследований Комитета госконтроля. — Это договором не предусматривалось, но было желательно. В офисе убеждали, что если за наличные, то и стройматериалы обойдутся дешевле, и дом построится быстрее».


Вот некоторые суммы, фигурировавшие в суде. Дольщик Б. уплатил наличными сверх указанной в договоре суммы 48.800 долларов, дольщик А. — столько же, Ю. — 57.765 долларов, Е. — 82.534 и т.д. Плательщиков — десятки, эпизодов — многие десятки, т.к. суммы передавались частями. Поначалу обещания сбывались. Дом рос на глазах, дольщики не могли нарадоваться. А потом все замерло. Обеспокоенные инвесторы стали жаловаться, писать письма, заявления, и... началось следствие. Эту стадию опустим и обратимся сразу к суду.


Дело стало, потому что деньги на строительство дома были украдены. Как наличные, так и безналичные. Это ведь сами бизнесмены (на тот момент уже подсудимые) убеждали, что «мечтали» о холдинге.  Однако департамент финансовых расследований, проводивший следствие, установил иное: что бизнесмены «реализовали преступный умысел». Деньги крали целенаправленно и способа было три.


Первый касался наличных и был прост: дольщики доллары приносили — бизнесмены их присваивали. Общую сумму установил суд: 736 тысяч 173 доллара США, что по курсу Нацбанка составило 1 млрд. 582 млн. 771 тыс. рублей.


Второй способ касался безналичных средств. Цитирую приговор: «Таким образом, Корсак С.В. и Пилютик С.С., действуя в составе организованной группы с обвиняемым Щербаковым В.М... путем злоупотребления служебными полномочиями повторно совершили хищение денежных средств аккумулирующего расчетного счета ТЧУП «Конверсион» в общей сумме 1 млрд. 555 млн. 279 тыс. рублей».


Этот способ сложнее и был описан в «СБ» 16 апреля в статье «Серое на белом». Деньги по фиктивным договорам перечисляются на счета лжефирм, где и обналичиваются.


Наконец, была и третья статья криминальных доходов. Практически все будущие жильцы зачислялись на фиктивные должности. Работы, понятно, не выполнялись, но зарплаты начислялись, причем реальные. И получали их, конечно, не дольщики...


Вот, собственно, и все. Печальное совпадение. Буквально по соседству с новым домом стоит 2–этажное здание бывшего детсада. 10 лет назад на его стене красовалась вывеска «Сэкай». Тоже был «холдинг». В одном месте собирались деньги под обещание высоких процентов, а здесь, в здании детсада — под будущие квартиры. Кто–нибудь знает дом, построенный холдингом «Сэкай»? Вряд ли, об этом шла речь в давней статье «Сэкай вашему дому!» Потом я недолго переписывался — почти дружески — с одним из основателей «холдинга», который отвечал из мест не столь отдаленных.


Не злорадствовал тогда, не хочу и сейчас. В итоге, «по совокупности преступлений, путем поглощения менее строгого наказания», бизнесмены получили: С.Корсак — 9, С.Пилютик — 8, В.Щербаков — 5 лет лишения свободы. Ведь деловитые, в сущности, люди. Но в будущем, выйдя на свободу, они еще по 5 лет серьезным делом заниматься не смогут. Фактически они получили планируемые полтора миллиона долларов «прибыли». А смысл?..


И совсем уж грустной иронией отдает предпоследний абзац приговора: «...денежные средства Корсака С.В., находящиеся на лицевом счете (следует номер, название банка) в сумме 53 белорусских рубля, обратить в счет возмещения ущерба». Повторю сумму: пятьдесят три рубля.


«Утешительны» в этой истории два обстоятельства. Первое. По словам Дмитрия Адамовича, случай этот для нашей страны достаточно редкий. Можно сказать, беспрецедентный. Задержки со строительством жилья, конечно, случаются. Но чтобы деньги дольщиков нагло и в таких суммах разворовывались — это в первый раз. Будем надеяться, что в последний.


У всех на виду — благодаря телевидению — печальный опыт, например, России, где обманутые таким образом дольщики исчисляются тысячами. Восстановление справедливости становится серьезной проблемой. Социальной: люди массово протестуют. Финансовой: похищенные деньги или жилье кое–как пытаются компенсировать муниципальные бюджеты.


В данном случае проблема была решена и дом достраивается быстро. Это второе утешительное обстоятельство: заказчик сумел перезаключить необходимые для этого подрядные договоры. Заказчика не называю, поскольку им является уважаемое государственное предприятие, которое к махинациям криминальных «конверсионов» непричастно. Почему доверилось?


В том–то и штука, что фирмы–махинаторы бывают кристально чисты по документам (по крайней мере, вначале) и при этом носят звучные «имена». «Конверсион»! Разве не звучит? Пойди разберись, что владельцами–учредителями являются отнюдь не бывшие предприятия военно–промышленного комплекса, а... жены двух «мечтателей».


Увы, будущим жильцам пришлось доплачивать за свои уже купленные метры. Во–первых, деньги «ушли». Во–вторых, надо достраивать, а время прошло и цены изменились. Впрочем, люди поняли, что доплачивают за свое легкомыслие.

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter