Подарок или взятка?

Несколько советов дары подносящим.

Несколько советов дары подносящим. По случаю или к дате, "просто так", но все же с умыслом - вот общий смысл подношений, которые принято называть "деловым подарком".

Деловой подарок лишен искренности и сердечности, но когда удается сохранить эти черты и особенности - ритуальное действо обретает исконный смысл и содержание. И такому дарению нет цены, хотя стоимость делового подарка - вот она, скалькулирована, входит в расходную графу ведомства, корпорации, щедро-прижимистого олигарха.

Что дарить? Это не последний вопрос. "Книга - лучший подарок" отмирает, так и не закрепившись в сознании делового дарителя. По случаю скромного юбилея более чем скромного нового богатенького к нему выстроилась очередь дарителей - коллеги, партнеры. За полчаса ему преподнесли 8 (восемь) авторучек, огромную вазу с портретом главгероя, что-то еще. Протокол подразумевает, что с каждым подарком получатель хотя бы поверхностно должен ознакомиться, так положено.

Если вы не хотите превратить подарок в пустую, не запоминающуюся процедуру, перепишите вышеозначенный перечень в свой реестр. Но лучше будет, если вы отнесетесь к деловому подарку как к одной из сторон деловой культуры, корпоративного внимания и даже почтения.

В европейской школе бизнеса провели достаточно серьезное исследование и сделали вывод: неправильно, наспех и безответственно выбранный деловой подарок "весьма нередко становится причиной разрыва деловых отношений". Цель дарения конкретна. Внешне она обрамляется набором слов и понятий типа "от всего сердца" и "с искренним уважением". Если удалось провести различие между подарком и взяткой, вы на правильном пути. Западные фирмачи, особенно фармацевтические, ходят по нашим аптекам и больницам с портфелями, набитыми якобы деловыми подарками, - тут и галстуки, плохо сшитые, дешевенькие, все, само собой, с логотипом фирмы, чтобы каждый день он напоминал о том, кто принес, кто одарил. Хотя деловым подарком весь этот хлам считать не следовало бы. Это подарки нищим, это мини-взятки, которые всегда гладки...

Культура делового подарка - деликатная, поручать ее случайным специалистам не всегда следует, чтобы сохранить хоть частичку искренности и логики. Консультанты по деловым подаркам выработали некий набор (уверяют, что "джентльменский") подарков. Он превратился в рутинный список: календари, авторучки, зажигалки, блокноты "с нашим логотипом". Мне довелось побывать на ежегодной франкфуртской выставке подарков. Затем прошелся по магазинам подарков: "списочный состав" совпал процентов на 15 - 20, не более.

Так что не огорчайте подарком. Не дарите авторучки. Не вводите себя в большие расходы. Недавно промелькнула навязчивость: купите и подарите авторучку, "не простую, а золотую". Привлекаловка: ограниченная серия. И куда как скромна: 9.750 долларов. Раскрашенное, размалеванное произведение, а не авторучка. Это не для делового человека. Если он воспользуется таким "десятитысячником", тотчас прослывет нуворишем. Столь же избитым и не вызывающим положительных эмоций подарком могут стать часы. А вот бутылка хорошего вина доставит истинное удовольствие как знатоку, так и желающему им стать. Не стремитесь, однако, вручить огромную бутыль объемом с канистру - очень дурной тон.

Деловой подарок - принятая форма общения деловых людей. И только от вас зависит, насколько подношение станет для получателя приятностью, насколько оно запомнится, а значит, укрепит деловые отношения.

Или послужит их разрушению.

 

БАРЫКИН Константин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter