Под псевдонимом "Банкир"

Молодое поколение, воспитанное на Джеймсе Бонде, зачастую и не подозревает, что среди соотечественников также были люди, готовые дать фору заморским супергероям.

Молодое поколение, воспитанное на Джеймсе Бонде, зачастую и не подозревает, что среди соотечественников также были люди, готовые дать фору заморским супергероям. Их подвиг не виден для глаза простого обывателя, но результаты действий зачастую потрясают. Одним из таких героев был уроженец Могилева Алексей Фролович Филиппов - первый "закордонный" агент ВЧК.

Филиппов родился в 1870 году в семье швейцара женской гимназии и кухарки. Окончил юридический факультет Московского университета. Активно занимался литературно-издательской деятельностью, был основателем и издателем газет "Русское слово", "Ревельские известия", "Кубань" и ряда других, за статьи в которых получил год тюрьмы, прошел через десятки судебных процессов. С 1912 года работал директором-распорядителем санкт-петербургского банкирского дома "Зейдман и Компания", сотрудничал в биржевой прессе. Одновременно шантажировал руководителей банков и компаний, угрожая им публикацией компромата. В финансовых кругах страны Алексея Филиппова хорошо знали под псевдонимом "Банкир". По политическим взглядам был националистом-державником, затем октябристом. После Октябрьской революции 1917 года поддержал большевиков.

По рекомендации Луначарского Филиппова представили всемогущему главе ВЧК Феликсу Дзержинскому как человека, способного разобраться в самых сложных финансовых делах. "Чекист номер один", убедившись в лояльности Филиппова к советской власти, предложил раздобыть сведения о положении бывших финансовых олигархов империи. Банкир взялся за дело. Подробный и дельный доклад устроил Железного Феликса, Дзержинский стал использовать Филиппова как секретного эксперта при Президиуме ВЧК по финансовым проблемам. Ситуацию и настроения в банковско-промышленных кругах, в крайне правых организациях Банкир освещал отлично.

Вскоре пришел черед нового задания. Председатель ВЧК направляет Филиппова в загранкомандировку в Финляндию, чтобы выяснить, можно ли использовать находившихся в эмиграции русских коммерсантов в интересах советской республики. Заодно требовалось изучить настроения офицеров и матросов Балтийского флота, оставшихся за рубежом российских солдат. Ценная информация Банкира обсуждалась на заседаниях Совнаркома, докладывалась Дзержинским лично Ленину. Филиппову даже удалось убедить командующего флотом адмирала А.Развозова поддержать большевиков. В марте 1918 года Банкир вернулся из загранкомандировки, работал в ВЧК в отделе борьбы со спекуляцией и преступлениями по должности, в ВСНХ. Был посредником между большевиками и Русско-азиатским банком. Но в истории ВЧК он останется как первый негласный сотрудник, которого отправили за кордон с разведзаданием. Это было еще за три года до образования знаменитого впоследствии ИНО - Иностранного отдела ВЧК советской внешней разведки. Умер Банкир в Ленинграде в 1950-е годы.

Алексей Филиппов не единственный разведчик - уроженец Могилевщины. Еще как минимум пятеро наших земляков входили в золотой фонд внешней разведки Советского Союза. Это работавший на связи с Рихардом Зорге Николай Вишневецкий ("Сакура"), Лев Маневич ("Этьен"), генерал Лейба Фельдбрин ("Орлов", "Швед"), его заместитель майор Наум Белкин, генерал Наум Эйтингтон ("Котов Леонид"). По-разному сложилась их жизнь: Лев Маневич получил звание Героя Советского Союза (посмертно), Вишневецкий - расстрел, Эйтингтон - долгие годы тюрьмы, Фельдбрин под угрозой ареста стал невозвращенцем.

 

КАМИНСКИЙ Владимир

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter