Почему белорусы не интересуется классикой

Под музыку Вивальди

Около 40 процентов европейской молодежи слушают классическую музыку. А что в Беларуси?
Назовите трех известных композиторов. Что вы там ответили? Игорь Крутой, Игорь Николаев, Константин Меладзе? Ой, ну неплохо, точнее, еще не все потеряно. А теперь задайте этот же вопрос своим детям. Подсказываю вам их ответы: Макс Корж, Сергей Лазарев, Дима Билан или что-то в этом духе. И не беда, что некоторые из упомянутых людей никогда не писали музыку, а если и написали что, то музыкой это с трудом можно назвать. Еще хуже, если ваши дети спросят: «А кто такие композиторы?»


Директора Белгосфилармонии Александра Гарбара такая ситуация возмущает, но не удивляет. Он ежедневно видит людей, идущих на концерты. Сказать, что это одни и те же люди, будет неправдой. Они как будто все на одно лицо, так называемая культурная интеллигенция. За год, кстати, сорок тысяч таких слушателей побывало в филармонии. А остальные где? На концертах заезжих попсовых звезд, которые такую же статистику не за год, а за пару недель делают.

Кто виноват и что делать? До недавнего времени копья в основном летели в адрес школы, где беспощадно расправились с таким предметом, как музыка. Потом министерства культуры и образования одумались, посовещались с Правительством и вернули предмет в полном объеме. Теперь школьники знают, что Бах – это не только звук от взрыва петарды, но и фамилия известного композитора.

Сейчас главным врагом стали СМИ, особенно аудиовизуальные. Там не то что не пропагандируют высокое искусство, а наоборот, топчут его ногами. «А как, скажите, — восклицает Гарбар, — реагировать на рекламу на всех белорусских каналах: «Купите электронный будильник, и вы сможете уснуть под звуки классической музыки»?!» То есть под Бетховена и Моцарта только спать можно, а под Стаса Михайлова наслаждаться жизнью? А как иначе думать, если сегодня наши телеканалы превратились в фабрики по штамповке музыкальных звезд?

Конечно, все не так плохо. У нас есть телеканал «Беларусь 3» и радио «Культура», там всегда хорошие музыка, фильмы, литература. Но в Барселоне, Париже, Лондоне, Гамбурге существует по две классические радиостанции, в Голландии их аж пять, одна из них создана специально для музыки эпохи барокко. По данным социологических исследований, около 40 процентов европейской молодежи слушают классическую музыку.

Знаете, как в Японии приобщают к прекрасному? В крупных универмагах классическая музыка у них звучит фоном. У нас же что? В лучшем случае пугающая тишина, в худшем – что-нибудь из молодежного «бум-бум-бум». В Лондоне концерты на открытом воздухе уже вполне обычная ситуация. К этому стремимся и мы. Первым шагом стала трансляция концерта симфонической музыки на экране около городской ратуши. Говорят, пришли около двух тысяч человек. Если это правда, то надо идти именно таким путем. Гарбар считает, что онлайн- трансляции классических концертов должны стать нормой не только для Минска, но и областных центров.

Массово привлечь людей в филармонии после этого, конечно, вряд ли удастся. Но есть надежда, что хотя бы некоторые люди на досуге вместо дешевой попсы будут включать, скажем, Моцарта или Бетховена. А наши дети, услышав фамилию Вивальди или Рахманинова, не будут ее ассоциировать исключительно с названием жилых комплексов в столице. Кстати, застройщикам этих кварталов особый респект. Нет, не за комфортное жилье, а за пропаганду хорошей музыки.

Так все-таки почему наши люди не слушают классику? Виноваты школа, СМИ и сосед, всегда крутящий шансон? Вряд ли. Вспомните, как вы, родители, радуетесь, когда ваши маленькие дети или внуки начинают выделывать коленца под звуки «ВИА Гры» или Димы Билана, доносящиеся из домашнего приемника. А включили бы Штрауса и сказали: «Давай, дочка, научу тебя вальс танцевать…» Начинать надо всегда с себя.

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter