Под флагом дурман-травы

Есть страны, для которых борьба с наркотиками чревата самоуничтожением.
Есть страны, для которых борьба с наркотиками чревата самоуничтожением.

Борьба с наркотиками объявлена одной из главных задач человечества в XXI веке. Однако мало кто задумывается, что существуют страны, в которых победить в этой борьбе невозможно в принципе. Здесь наркотики составляют главный, а иногда и единственный источник благополучия государства и его граждан. Например, в Колумбии недавно избранный президент Альваро Урибе пообещал искоренить наркобизнес. Но вряд ли он сдержит свое слово, ведь Колумбия - одна из трех стран, для которых борьба с наркотиками чревата самоуничтожением.

Эта страна контролирует 80 процентов мирового рынка кокаина. Как показывает вся история Колумбии, любые попытки искоренить наркопроизводство могут привести только к двум результатам. Первый - режим, замахнувшийся на наркобизнес, рушится, после чего новое правительство воссоздает наркоиндустрию и берет ее под свой контроль. Второй - борьба с наркомафией приводит лишь к очередному переделу наркорынка, а главный борец получает в нем хорошую долю.

В начале 80-х колумбийский кокаиновый бизнес контролировали колумбийские власти - вначале вместе с Медельинским картелем Пабло Эскобара, затем вместе с картелем Кали. После разгрома последнего произошло разукрупнение наркопроизводства, оно оказалось поделено между мелкими группировками, которые еще сложнее контролировать. В этих условиях выросла роль левой повстанческой группировки "Революционные вооруженные силы Колумбии" (ФАРК), которая теперь контролирует значительную часть наркорынка. Именно ей президент Урибе объявил войну. Но есть опасения, что затеваемая президентом кампания обернется очередным переделом наркобизнеса.

Что касается опиума, то крупнейшим производителем этого наркотика является Афганистан, под его контролем находится 70 процентов всего опиума в мире. Мировым лидером страна стала 20 лет назад, после ввода советских войск. Бизнес поделили полевые командиры, которые одновременно стали крупнейшими наркобаронами. Деньги, получаемые от наркотиков, помогали им успешно противостоять Советской Армии.

Пуштунские и таджикские наркодельцы составили сегодня костяк нового правительства. И недавняя гибель вице-президента Афганистана пуштуна Хаджи Абдул Кадира свидетельствует именно о борьбе с таджиками за передел рынка, обороты которого исчисляются десятками миллиардов долларов.

Вслед за Афганистаном следует Мьянма, бывшая Бирма, - второй производитель опиума и один из ведущих производителей синтетического наркотика амфетамина. Несколько десятилетий страну сотрясали кровавые межплеменные столкновения. Группировки самого разного толка (маоисты, группировки из шань, племена карен и ва, а также другие национальные меньшинства) сражались с правительственными войсками за контроль над опийными плантациями. Затем военная власть страны сумела договориться с повстанческими группировками, и в Мьянме установились идеальные условия для производства наркотиков. И хотя хунта не раз объявляла о готовности уничтожить наркобизнес, все показательные наступления на "маковых боссов" заканчивались очередным увеличением объемов производства. Ни хунта, ни любое другое правительство Мьянмы в ближайшие десятилетия не пойдет на уничтожение опийных плантаций. Производство наркотиков остается единственной статьей дохода страны, и отказ от него похоронит государство.

По материалам журнала "Власть".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter