Под черным флагом нелегала

В 2011-м «серых» перевозчиков на Гродненщине оштрафовали на 30 млн

В Гродненской области разрабатывается комплекс жестких мер в отношении «серых» таксистов

«Щучин, Лида, Минск…» — вкрадчиво нашептывает на ухо всякому входящему на гродненский автовокзал крепко сбитый мужичок. «Куда едем?», «Отправляемся через 10 минут…», «Дешево и быстро…» — от количества предложений голова идет кругом. Вокзалы областного и районных центров давно превратились в своеобразные аукционы по продаже услуг «Эх, прокачу!», нелегальные перевозки — в источник немалого заработка. С каждым годом в Гродно число «бомбил», «чернофлажников», «фильтров» становится все больше. Значит, рост предложений порожден немалым спросом на такой вид услуг? Но всегда ли граждане, стремящиеся сэкономить час времени, понимают, что никаких обязательств перед ними «серые» водители не несут, да и претензии в случае чего адресовать будет некому?

— К сожалению, люди, пользующиеся услугами нелегальных перевозчиков, не понимают, какую социальную опасность несут последние, — объясняет Денис Валдайцев, заместитель председателя Хозяйственного суда Гродненской области. — Так называемые нелегалы не платят налогов, не страхуют жизнь и здоровье граждан и не производят выплаты по страховым полисам, не проходят обязательного медицинского обследования, не проверяют свои транспортные средства, то есть не гарантируют даже минимальной безопасности своим пассажирам. Кроме того, в последнее время участились случаи ДТП с участием незарегистрированных перевозчиков, в некоторых из них есть жертвы (к примеру, недавняя авария в Ивьевском районе, унесшая жизни трех человек. — Прим. «Р».). Поэтому назрела необходимость выработать целый комплекс профилактических мер, контрольных мероприятий, которые позволили бы минимизировать это социальное явление, а также внести ряд изменений в нормативные и законодательные документы для оптимизации борьбы с нарушителями.

За минувший год в Хозяйственном суде Гродненской области было рассмотрено 250 дел о незаконной предпринимательской деятельности, каждое третье связано с нелегальными перевозками. В абсолютном большинстве случаев нарушители были привлечены к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов составила почти 30 миллионов рублей, незаконно полученный перевозчиками доход в 4,4 миллиона был конфискован.

— Пришло время пересмотреть размер штрафных санкций, — считает Денис Валдайцев. — До сих пор минимальный штраф в отношении нелегальных перевозчиков применялся крайне редко. Обычно они выплачивали за нарушение около 10 базовых величин, максимальная сумма достигала 75 базовых. Этими мерами добиться результата практически невозможно. Ведь сами водители признаются, что за одну ночь они с лихвой отобьют всю сумму. Считаю, что уже за первое нарушение штрафовать нужно на несколько миллионов, за повторное — применять самые жесткие меры, вплоть до конфискации транспортного средства.

Кстати, эту инициативу поддержали представители местной «вертикали» власти, правоохранительных и контролирующих органов области. За нелегальные перевозки граждан «серым» перевозчикам теперь придется отвечать по всей строгости закона.

По словам заместителя начальника инспекции МНС по Гродненской области Дмитрия Мозалевича, за год налоговые органы провели 161 внеплановую тематическую проверку в сфере пассажирских перевозок, которые в 126 случаях оказались нелегальными. В результате были составлены административные протоколы, 49 граждан получили официальные предупреждения. Конфискация автомобиля как мера административного воздействия не применялась.

Как признаются специалисты, выявить таксистов-нелегалов, промышляющих в областном центре, и тех, кто занимается междугородними перевозками, нелегко — они максимально осторожны и прекрасно знают все лазейки в законодательстве. Первые чаще всего работают латентно: в ночное время суток, по выходным, возле увеселительных заведений. Нередки случаи, когда так называемые чернофлажники зарабатывают под прикрытием зарегистрированных фирм, оказывающих услуги такси. Чтобы составить протокол и наказать нарушителя, нужно доказать систематичность этих перевозок, представить документальное подтверждение количества проведенных рейсов, объемов оказанных услуг и полученной выручки. Но шансы хотя бы во второй раз сесть в нужный автомобиль для проведения «контрольной закупки» практически равны нулю. У многих же таксистов, работающих на междугородных маршрутах, есть свой круг постоянных клиентов, поэтому проводить контрольные мероприятия среди них еще сложнее. Причем и количество проверок в месяц строго лимитировано.

— На рынок транспортных услуг пришли люди, которые хотят получать большую прибыль, но не хотят это делать цивилизованно, — говорит Сергей Грудзинский, начальник филиала транспортной инспекции по Гродненской области. — Ведь уплата налогов, легальное ведение бизнеса, использование услуг, оказываемых зарегистрированными предпринимателями, и есть норма жизни. Без поддержки общества проводимые нами контрольные мероприятия неэффективны. Бороться с нелегальными перевозчиками может каждый. Как? Например, все мы хоть иногда пользуемся услугами такси. Если водитель, преследуя личные интересы, не включает таксометр (или его попросту нет в машине нелегала), не собирается выдавать вам чек, за поездку можно смело не платить. Ведь никакого доказательства перевозки, по сути, нет.

Кроме того, особое внимание в области будет уделяться информационной и профилактической работе, пропаганде среди населения необходимости борьбы с нелегалами: появится новая социальная реклама против «серых» таксистов, пройдут совместные мероприятия контролирующих органов и СМИ. Возможно, появятся специальные стоянки только для такси со счетчиками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter