Почему нелегальных таксистов не пугает даже конфискация авто за незаконную деятельность?

Под белыми номерами

Нелегальные таксисты уже давно потеряли страх. Их совершенно не пугают предупреждения и штрафы. Не страшит даже конфискация автомобиля — их единственного средства заработка на хлеб с маслом. Главное — наличные, греющие карман здесь и сейчас. Долго ли им так работать? Корреспондент «Р» проехалась по Минску в утренний час пик с представителями налоговой, которые выявляли нелегалов за рулем.


Нелегальных таксистов становится все меньше, правда, легальные перенимают их дурные привычки. Например, не включают таксометры

«Один такой таксист как-то даже после выписывания штрафа, не стесняясь, сказал: «Давайте быстренько показывайте, где и что подписывать. Надо срочно ехать дальше — отбивать штраф», — вспоминает случай из практики государственный налоговый инспектор Юрий, с которым мы усаживаемся в автомобиль, чтобы отправиться в рейд. В нем уже находятся заместитель начальника отдела оперативных контрольных мероприятий МНС Октябрьского района Минска Андрей и старший ревизор отдела контроля договорной работы ГУ «Столичный транспорт и связь» Валентина Крина.

В семь утра город уже ожил и задвигался по улицам, проспектам. На одной из улочек замечаем «Мерседес» с плафоном на крыше, белыми номерами и лишь с одной наклеенной желтой полоской на кузове, мол, эта машина и есть такси.

— Шеф, до улицы Корженевского подвезешь?

Ответ положительный. Сколько будет стоить? «По километражу посмотрим», — говорит водитель, и мы трогаемся. В дороге проверяющие создают видимость обычной дружеской беседы, но у одного из них уже наготове удостоверение налогового инспектора. В середине дороги наш извозчик вдруг ни с того ни с сего говорит: «Вот, машину взял покататься у друга — он таксист, а я так — просто езжу». Странно…

Итак, 10 километров по Минску проехали и оказались в нужном месте. «Сколько с нас?» — спрашивает Андрей, достав деньги. «Нисколько. Я этих денег вообще боюсь! — разыгрывает сценку нелегальный таксист, отмахиваясь. — У меня уже как-то машину конфисковали. Не надо мне такого больше». Вот так ситуация: мужчина в машине с плафоном такси завез троих неизвестных ему людей из одной точки города в другую и вдруг отказался от оплаты своей услуги. Ну что ж, взятки гладки, мы выходим и садимся в свое авто.

«Как он нас рассекретил?» — удивляюсь я. Инспектора уверяют, что нелегалы имеют очень острый нюх на проверки. «Как только возьмут деньги из рук, все: если первый раз попался на нелегальном извозе, то штраф, ну а если второй — конфискация авто. Он все это знает. Видно, как-то почувствовал, что мы — не простые клиенты, и ретировался».


Таксист, поставивший подпись за налогового инспектора в договоре, скромно выслушал вердикт протокола

Мы отправляемся на поиски нелегалов дальше, как вдруг: «Пи-бип!» На соседней полосе все тот же таксист в «Мерседесе», улыбаясь и хитро щурясь, кричит в открытую форточку: «Давайте я вам покажу, где стоят другие нелегалы! Деньги мои отнимают!»

Пока едем, Юрий рассказывает: «Легальные таксисты этим летом так разозлились на нелегалов, что даже обратились к нам, чтобы показать, где обычно стоят «бомбилы». Тогда за ночь две машины сразу арестовали и четыре предупреждения выписали». Были случаи, вспоминают инспектора, когда водители, взявшие деньги, в конце контрольной закупки, увидев удостоверение налоговиков, давали деру. Были и те, кто плакал, клялся, что это был первый и последний раз. Пытались и подкупить: «Может, договоримся?»

Проверка продолжается. На этот раз два инспектора идут к нескольким авто с очевидными признаками нелегального извоза: чаще они с белыми номерами, одной-двумя наклеечками опознавательных знаков такси и без таксометра. Так, штраф для ИП за провоз без счетчика — от 10 до 100 базовых величин, а юрлицу — от 20 до 200. Те же, кто вообще не зарегистрирован как такси, в первый раз выплачивает единый налог в пятикратном размере, а это почти 500 рублей. А если попадается во второй раз, то машину арестовывают до решения суда, составляют протокол и предъявляют все тот же пятикратный налог.

Почему бы не проверять те авто, которые вообще без каких-либо знаков такси день и ночь стоят у автобусных остановок города? Инспектора объясняют, что такие с виду обычные машины проверить не могут, так как это будет считаться провокацией. Водитель может запросто сказать: «Да я просто стоял! Хотел вам помочь — подвез». И вот таких кадров в Минске немало. Основанием для их проверки может стать лишь коллективная содержательная жалоба.



Мы подходим к еще одному автомобилю. Это не такси, а служба аренды машины и водителя соответственно. Усаживаемся в «Рено-Логан», но водитель почему-то не дает подписать договор аренды. Пожалуйте: нарушение. Но мы пока молчим. В дороге извозчик бойко беседует о войне с «Исламским государством», а по приезде тупит взор, когда Юрий показывает удостоверение и объявляет о контрольной закупке. Уже в здании инспекции на улице Воронянского налоговые инспектора в присутствии водителя заполняют протокол. Так как он наемный работник юридического лица, то последний и будет отвечать за проступок своего водителя. Директора данной службы аренды авто ожидает штраф до 50 базовых, с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации. Это уже как решит суд.

«В конце вы и чек выдали, и в целом комфортно завезли. А почему все-таки не дали договор?» — спрашиваю у понурившегося водителя, который, к слову, впервые так прокололся. Он отвечает: «Ну, утро же, не сообразил сразу…» Инспектор показывает мне договор аренды: «Нам он «забыл» дать подписать, потому что вместо нас свою подпись поставил, — тут же поворачивается к герою протокола: — Вы понимаете, что за это по обыкновению грозит уголовная статья? Больше так не делайте».

alinakasel@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter