В Гродно таможенники более 5 веков борются с контрабандой

Почти музейная работа

Гродненская таможня для Виктора Саяпина — это годы службы там не только его самого, но и его деда и отца. Более 70 лет на троих!

Виктор Саяпин
— Сколько себя помню — всегда жил таможней, с отцом за 13 лет объехали все медвежьи углы СССР. Да и родился я в горах Памира, в маленькой нашей квартире начальника таможни. Отец Юрий Павлович для меня — образец для подражания. Имея множество заслуг, он никогда не просил льгот. Сорок лет отработал на границах. Всю жизнь прожил в однокомнатной квартире, скопил на «Жигули», на которых ездил 33 года.

Особенно из рассказов отца запомнился гродненский период его работы. 1945 год, с запада на восток шла военная техника, с фронта возвращались сотни тысяч солдат и офицеров. Железнодорожный мост через Неман в ту пору был взорван, поэтому поезда приходили только до станции Лососно, тогда это была окраина города. А потом через понтонный мост через Неман грузы переправлялись на правый берег реки, где сохранилась колея.

А как тогда было с контрабандой? Скажу так: за пять с лишним веков Гродненской таможне всегда приходилось бороться с контрабандой и коррупцией. В послевоенный период эшелонами везли немецкие трофеи. Вагон — под охраной, таможенников туда не допускали... Был один забавный случай. Известный генерал вез себе автомобиль из личного гаража Геббельса. Машину в Гродно задержали, а рассерженный генерал уехал в Москву и попал на прием к Сталину. Вернулся из его кабинета... подполковником и об элитном лимузине больше не вспоминал.

...В своей книге «Таможенная служба» я рассказывал, что Юрий Павлович Саяпин в 1945 году открывал пункт пропуска «Беляны». А это прямая европейская железнодорожная колея из Гродно в Кенигсберг, нынешний Калининград... Отец действительно стоял у истоков создания этого стратегически важного КПП у границы с Польшей. Через три года его направили в Вильнюс, где он возглавил первый таможенный пост в аэропорту литовской столицы.

...Как–то в начале 70–х, когда через Гродно уже ходил поезд Ленинград — Варшава — Берлин — Париж, отец обнаружил необычную контрабанду. Не у кого–нибудь, а у известной польской балерины, возвращавшейся домой с гастролей. Так вот, в ее тайнике при досмотре нашли десятки бриллиантов, золотые украшения. Здесь их и задержали.

Когда в 1984 году отец ушел на пенсию, я пришел на таможню простым учеником. Здорово мне тогда помогал начальник таможни Владимир Степанович Полянский. Скучать не приходилось. С середины 80–х резко оживились железнодорожные поездки в Польшу. До двух десятков поездов в сутки. До Сокулки, а это в 10 километрах от белорусско–польской границы, шли пассажирские составы из Гродно, Вильнюса, Минска, Витебска и даже украинских городов Николаев и Шевченко. До сих пор в памяти остался рейс из литовской столицы. Представляете: 12 вагонов, забитых под завязку людьми, бытовой техникой, коробками еще каких–то товаров на продажу. Что делать, когда в вагон для досмотра даже не зайти? ...В общем на проверку ушло 12 часов. Контрабанду с перрона вокзала отвозили тогда тоннами...

География же пассажиров — от Архангельска до Владивостока. Везли не только бытовую технику, золото, иконы, антикварную церковную утварь, украшения. Даже задержали три Звезды Героя Советского Союза, другие ценные награды. Однажды, в 1990 году, во время досмотра в поезде Москва — Варшава я обнаружил необычную контрабанду: туристы из одной среднеазиатской республики везли 1.200 степных черепах и ящериц. Запаковали их в мешки и засунули в межпотолочное пространство вагона. Жалкое было потом зрелище. Многие животные в этих варварских условиях умерли, а тех, которые выжили, мы передали в Гродненский зоопарк.

...В творческом багаже Виктора Саяпина уже несколько книг об истории таможни. И таможенник в третьем поколении признается, что точку ставить не спешит: «Теперь я на пенсии, времени стало больше. Вот хочу записать воспоминания отца — это история его поколения с 20–х годов прошлого века. Пока они отрывками в тетрадях, что–то в аудиозаписях. Но скоро сяду за рабочий стол...»

Сергей ПЕТРЕНКО.

Советская Белоруссия № 89 (24719). Четверг, 14 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter