Почему уехал цирк?

Знаменитый канадский цирк Дю Солей ретировался из Макао...

Знаменитый канадский цирк Дю Солей ретировался из Макао. Бесславно и с убытками. Три с половиной года назад его шоу «Зайя» стартовало в городе казино и внезапного счастья с большой помпой и огромными надеждами на будущее (контракт подписали на 10 лет). Закрылось по причине низкой посещаемости. Не мне вам объяснять, что такое низкая посещаемость. Это — непроданные билеты, недополученный доход и так далее в том же духе. Плохая экономика, короче говоря. Несколькими месяцами ранее шоу цирка Дю Солей закрылось и в Японии. И если там неудачу можно объяснить последствиями землетрясения, атмосферой нерадостности и необходимостью экономить деньги, то в Китае ситуация иная. Начнем с того, что в Макао поток туристов не иссякает (в 2011 г. город посетили почти 22 млн. (!) человек), новые казино и роскошные отели открываются чуть не каждый месяц. И, кстати, по доходам от казино Макао уже давно перегнал Лас–Вегас (как, вы не знали?). Так что, может быть, что–то не так с самим шоу? Принято думать, что то, что хорошо для Европы и Америки, хорошо для всего мира. Но так ли это на самом деле?


Китайцы любят зрелища. Очень. Они любят на них ходить и готовы за это платить. Но! Не всякое зрелище привлечет китайца — даже такому монстру развлечений, как цирк Дю Солей, нужно хорошенько постараться. У китайцев свои традиции — многовековые — и свои представления о прекрасном. Которые, между прочим, часто сильно отличаются от того, что кажется прекрасным нам с вами. Самый типичный пример — традиционная (пекинская, но есть и множество других региональных) опера: разрисованные лица, неестественные движения и еще более неестественные (по крайней мере, так нам кажется) голоса. Наши люди (не все, но многие) не понимают и смеются. Китайцы любят, ценят и восхищаются.


Для нас театр — место священнодействия, мы смотрим спектакли затаив дыхание. Китайцы же свою любимую традиционную оперу смотрят, попивая чаек, лузгая семечки и сплевывая шелуху, и периодически топочут ногами по полу и выкрикивают «хао!» (что означает «хорошо!») — ну, это, конечно, в моменты наивысшего восторга. Крик посреди спектакля — это еще заслужить надо, немногие такой чести удостаиваются. В общем, музыкальный спектакль в Китае — дело зачастую шумноватое не только на сцене. Зная эту особенность своей публики, в пекинском Гранд–театре (пять театров под одной крышей) на осознанное молчание аудитории уповают не слишком: мобильные телефоны в залах глушат, чтобы звонки не отвлекали артистов от действия. А то, знаете, вдруг артист, не подготовленный к особенностям китайской аудитории (а в Пекине сегодня поют и танцуют звезды со всего мира), растеряется, подумав, что не смог завести зал? Хотя зал китайский завести, конечно, не так–то просто. Тут многое надо учитывать.


Вернемся, например, к прогоревшему шоу цирка Дю Солей. Перед стартом генеральный директор цирка Даниэль Ламарр говорил: «Мы поменяем поведение людей. Мы поменяем причину, по которой китайцы приезжают сюда. Когда мы открыли первое шоу в Лас–Вегасе, 90% доходов городу приносил игорный бизнес, сегодня его доля упала до 50%, остальное приходится на индустрию развлечений». Но, оказалось, то, что хорошо Лас–Вегасу, китайца оставляет равнодушным. Главная героиня шоу Зайя — любопытная западная девочка, познающая мир. В шоу много полутонов, почти философских размышлений. Конечно, много цирка, но удивить китайцев цирком — не так–то просто, здесь свои мощные и давние традиции, а задаваться вечными вопросами китаец, ищущий развлечений, как–то не склонен. В общем, прощай, Зайя!


Полтора года назад здесь же, в Макао, ушедший в самостоятельное плавание выходец из цирка Дю Солей открыл шоу «Дом танцующей воды» — билеты нужно заказывать за пару недель, иначе не попадешь — аншлаг день за днем. Шоу построено вокруг юной (и весьма сексапильной — в Поднебесной это нынче востребовано) китаянки, там нет ни одного медленного номера и никакой философии, сложность трюков — не меньшая, чем в Дю Солей, но все они — из тех, которые любит именно китайский зритель. Вот вам и секрет успеха.


Крупным западным компаниям начинать бизнес в Китае зачастую оказывается непросто — слишком велик бывает соблазн научить «этих китайцев», как «на самом деле надо». Но, друзья мои, китайцы себя уважают, а после кризиса, когда европейцы, позабыв о гордости, стали ездить в Пекин за деньгами, самомнение китайское выросло до о–го–го каких высот. Вы хотите, чтобы мы ходили на ваше шоу? Подстраивайтесь под наши вкусы. Не захотите вы — захотят другие, конкуренция за китайские деньги в мире растет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter