Почему Пьер Карден не купил картины белорусских художников

Жизнь художественной элиты столицы определяется у нас, по-моему, двумя банальными тенденциями: отчаянной комплиментарностью (это - в глаза) и глухими подозрениями и обидами друг на друга и на чиновников (это - кулуарно).
Жизнь художественной элиты столицы определяется у нас, по-моему, двумя банальными тенденциями: отчаянной комплиментарностью (это - в глаза) и глухими подозрениями и обидами друг на друга и на чиновников (это - кулуарно). И если рефрен отечественного искусствоведения: "Янка, ты - гений!" - то рефрен, если угодно, человековедения в художественной среде: "Да кто он такой?!"

Естественно, на все существуют свои причины. Невзыскательность, отсутствие серьезной профессиональной критики - обратная сторона нашей глубокой провинциальности. Как, впрочем, и обидчивость на любое публичное слово против шерсти. Арт-публика варится в собственном соку, кочуя из одних и тех же галерей в один-единственный Музей современного изобразительного искусства. Все знают друг друга в лицо десятки лет: одни по соседству живут, другие преподают соседским детям в академии, третьи попросту родственники. Собственно, это главный признак деревенского общинного житья: не наживать себе врагов, ведь дальше жить бок о бок еще много лет... Плюс экономическая несостоятельность: государство не может приглашать в Минск знаменитые выставки современного искусства из Берлина или Лондона, чтобы дать возможность творцам, публике и критикам воочию убедиться "кто есть who?", понять, куда движется мировой художественный процесс, а куда - представители собственных арт-пенатов. Поэтому иногда слышишь почти детское, доверчивое: "Мой сайт в Интернете признали лучшим после сайта Мадонны!" И - пауза. Потому что спрашивать у собственника: "Кто признал: галеристы из "Сотбис" или шоумены MTV?" - значит намеренно обижать. А с другой стороны, если у вас, уважаемый, как уверяют многие, - божий дар, то зачем вам гордиться, право слово, такой "яичницей"?

Но случается и на нашей улице праздник. Белорусские картины вывозят за рубеж как часть программы, например, официальных Дней культуры. Лично я присутствовала на таких вернисажах в Пекине и Москве. Да, открытия проходили успешно, очень успешно. Но о чем это говорит? Лишь о том, что хорошие чиновники хорошо выполняют свою работу. А мнения независимых искусствоведов и журналистов на таких мероприятиях никого не интересуют - везут же не на продажу. Ну и соответственно поведение принимающей стороны: учтивое, но... как бы это поделикатнее выразиться, несколько отстраненное.

В свете вышеизложенного выставка "Сучасныя мастакi Беларусi", открывшаяся на днях в Музее современного изобразительного искусства, имеет несколько важных отличий от многих и многих предыдущих, перебывавших в этом, да и других залах Минска. Тремя месяцами раньше она экспонировалась в Париже, в Культурном центре Пьера Кардена. Это - раз. Мсье Карден, предоставляя площади для вернисажа бесплатно, руководствовался, само собой, личным вкусом при отборе белорусских картин. А это для нас очень важно. Не только потому, что вкус Кардена признан в мире, что он - известный собиратель произведений искусств, но главное: Карден в этой ситуации стал для нас вроде камертона - мы наконец-то смогли сравнить свои оценки с экспертизой человека со стороны (приятно, что в данном случае сторона оказалась парижской). Более того, после недельного пребывания наших картин в Париже знаменитый кутюрье выразил желание купить чуть ли не половину работ с выставки. При этом назвав, например, фамилии Владимира Товстика и Владимира Гончарука. Не будем додумывать за авторитетного собирателя картин, кого бы он еще выбрал в свою коллекцию. Осенью сего года он со своим театром будет в Минске и, видимо, продолжит обсуждение этого вопроса. А вообще, французская публика высоко отмечала нашу графику: Славука, Пешкова, Малышеву, Плутарникова, Палисевича.

А Пьер Карден остался без наших картин, как выяснилось, по следующей причине: Министерство культуры приняло решение закупить всю "французскую" коллекцию белорусов для Музея современного изобразительного искусства. До 10 августа она выставлена там для публичного обозрения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter