Жизнь художественной элиты столицы определяется у нас, по-моему, двумя банальными тенденциями: отчаянной комплиментарностью (это - в глаза) и глухими подозрениями и обидами друг на друга и на чиновников (это - кулуарно). И если рефрен отечественного искусствоведения: "Янка, ты - гений!" - то рефрен, если угодно, человековедения в художественной среде: "Да кто он такой?!"
Естественно, на все существуют свои причины. Невзыскательность, отсутствие серьезной профессиональной критики - обратная сторона нашей глубокой провинциальности. Как, впрочем, и обидчивость на любое публичное слово против шерсти. Арт-публика варится в собственном соку, кочуя из одних и тех же галерей в один-единственный Музей современного изобразительного искусства. Все знают друг друга в лицо десятки лет: одни по соседству живут, другие преподают соседским детям в академии, третьи попросту родственники. Собственно, это главный признак деревенского общинного житья: не наживать себе врагов, ведь дальше жить бок о бок еще много лет... Плюс экономическая несостоятельность: государство не может приглашать в Минск знаменитые выставки современного искусства из Берлина или Лондона, чтобы дать возможность творцам, публике и критикам воочию убедиться "кто есть who?", понять, куда движется мировой художественный процесс, а куда - представители собственных арт-пенатов. Поэтому иногда слышишь почти детское, доверчивое: "Мой сайт в Интернете признали лучшим после сайта Мадонны!" И - пауза. Потому что спрашивать у собственника: "Кто признал: галеристы из "Сотбис" или шоумены MTV?" - значит намеренно обижать. А с другой стороны, если у вас, уважаемый, как уверяют многие, - божий дар, то зачем вам гордиться, право слово, такой "яичницей"?
Но случается и на нашей улице праздник. Белорусские картины вывозят за рубеж как часть программы, например, официальных Дней культуры. Лично я присутствовала на таких вернисажах в Пекине и Москве. Да, открытия проходили успешно, очень успешно. Но о чем это говорит? Лишь о том, что хорошие чиновники хорошо выполняют свою работу. А мнения независимых искусствоведов и журналистов на таких мероприятиях никого не интересуют - везут же не на продажу. Ну и соответственно поведение принимающей стороны: учтивое, но... как бы это поделикатнее выразиться, несколько отстраненное.
В свете вышеизложенного выставка "Сучасныя мастакi Беларусi", открывшаяся на днях в Музее современного изобразительного искусства, имеет несколько важных отличий от многих и многих предыдущих, перебывавших в этом, да и других залах Минска. Тремя месяцами раньше она экспонировалась в Париже, в Культурном центре Пьера Кардена. Это - раз. Мсье Карден, предоставляя площади для вернисажа бесплатно, руководствовался, само собой, личным вкусом при отборе белорусских картин. А это для нас очень важно. Не только потому, что вкус Кардена признан в мире, что он - известный собиратель произведений искусств, но главное: Карден в этой ситуации стал для нас вроде камертона - мы наконец-то смогли сравнить свои оценки с экспертизой человека со стороны (приятно, что в данном случае сторона оказалась парижской). Более того, после недельного пребывания наших картин в Париже знаменитый кутюрье выразил желание купить чуть ли не половину работ с выставки. При этом назвав, например, фамилии Владимира Товстика и Владимира Гончарука. Не будем додумывать за авторитетного собирателя картин, кого бы он еще выбрал в свою коллекцию. Осенью сего года он со своим театром будет в Минске и, видимо, продолжит обсуждение этого вопроса. А вообще, французская публика высоко отмечала нашу графику: Славука, Пешкова, Малышеву, Плутарникова, Палисевича.
А Пьер Карден остался без наших картин, как выяснилось, по следующей причине: Министерство культуры приняло решение закупить всю "французскую" коллекцию белорусов для Музея современного изобразительного искусства. До 10 августа она выставлена там для публичного обозрения.
Почему Пьер Карден не купил картины белорусских художников
Жизнь художественной элиты столицы определяется у нас, по-моему, двумя банальными тенденциями: отчаянной комплиментарностью (это - в глаза) и глухими подозрениями и обидами друг на друга и на чиновников (это - кулуарно).