Почему отцветают "Подсолнухи"?

Загадки живописи разгадывает белорусский физик О знаменитых "Подсолнухах" Ван Гога слышали, наверное, все.
Загадки живописи разгадывает белорусский физик

О знаменитых "Подсолнухах" Ван Гога слышали, наверное, все. Но какими они были много лет назад - тогда, когда их рисовали? Может быть, с течением времени цветы, запечатленные художником, заметно потускнели? И если так, то можно ли сегодня воссоздать первоначальную палитру красок хрестоматийного произведения великого мастера? Эти вопросы долгие годы казались сотрудникам Государственного художественного музея Амстердама неразрешимыми. Однако после встречи на конференции в Голландии с директором Института молекулярной и атомной физики Национальной академии наук нашей страны Сергеем Гапоненко у работников музея появилась надежда. Белорусский ученый согласился возглавить проект по компьютерному моделированию произведений искусства и вместе с коллегами из института разгадать загадку.

Без сомнения, вопрос, поставленный искусствоведами из Амстердама, в не меньшей степени сегодня волнует хранителей и почитателей живописных полотен великих художников во всех странах мира.

Старением шедевров великих мастеров живописи в настоящее время искусствоведы обеспокоены не на шутку. Почему одни полотна "увядают" быстрее, а другие даже спустя сотни лет сохраняют яркую палитру? Безусловно, во многом ответ на этот вопрос связан с составом красок, которые использовали живописцы. Ведь в прежние времена художникам приходилось нужные оттенки готовить самостоятельно. Так, например, самая дорогая краска во времена Римской империи - пурпур - готовилась из секрета, вырабатываемого улитками. (Под воздействием света и воздуха эта жидкость окрашивается сначала в зеленый, затем в синий и только потом в пурпурный цвет.) А распространенную в старину индийскую желтую краску добывали из мочи коров, которых кормили листьями манго. Впрочем, как известно, способы изготовления красок держались в тайне, а потому далеко не все рецепты дошли до наших дней.

Вторая причина старения картин - условия их хранения. Как рассказал корреспонденту СБ" Сергей Гапоненко, под воздействием света многие вещества в составе красок могут менять свои свойства, что и вызывает преждевременное "увядание" живописных полотен. Чтобы подтвердить эту теорию, белорусские ученые попытались имитировать в лабораторных условиях процесс старения "учебного" холста. Облучая его светом различного спектрального состава, в течение часа ученые "состарили" полотно примерно на 100 лет. Но главное, наблюдая, как выцветают краски, они пришли к выводу, что восстановить исходные цвета на холсте вполне возможно. Ведь некоторые методы спектрального анализа позволяют обнаружить даже 1 молекулу, испускающую свет, и узнать, какой именно свет она испускает.

Итак, вскоре могут быть раскрыты секреты палитры многих великих художников. А главное, оценив возможное фотообесцвечивание полотен, ученые смогут разработать рекомендации по хранению и защите картин от выцветания. Сотрудники Национального художественного музея нашей страны, с которыми Сергей Гапоненко обсуждал важность начатого исследования, считают такие данные неоценимым подспорьем в работе музееведов, реставраторов, этнографов и даже таможенников. Более того, к помощи ученых в проведении экспертизы картин уже прибегли сотрудники Гродненского исторического музея. Недавно они получили в дар 150 старинных гравюр и теперь хотят уточнить их историческую ценность.

Что же до Ван Гога, то исследование его знаменитых "Подсолнухов" пока только начинается. Можно лишь сказать, что в некотором смысле догадки голландских искусствоведов, которые предположили, что во время написания этой картины художнику были по душе лишь яркие краски, а не спокойные тона, в которых она сегодня сохранилась, уже подтвердились. Так, на одной из частей бесценного полотна ученые обнаружили остатки кобальта. Традиционно он входит в состав синего цвета...

Как отметил Сергей Васильевич, возможно, вскоре в музее Амстердама рядом со стареющими "Подсолнухами" появится яркая компьютерная репродукция этого бесценного произведения. Будто только что вышедшая из-под кисти мастера...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter