Почему крестьяне бросают землю

Лет 30 назад приусадебные хозяйства давали до трети валовой продукции села
Лет 30 назад приусадебные хозяйства давали до трети валовой продукции села. Обрабатывался каждый кусочек пахотной земли, с максимальной пользой использовались луга и пастбища. Но не узнать нынче деревню. Четко обозначилась граница между полями государственными и крестьянскими. На одних работают высокопроизводительные тракторы и агрегаты, применяются высокоэффективные минеральные удобрения и средства защиты растений, на других — тишина и запустение. Почему? 

В качестве ответа приведу объявление ОАО «Беларуськалий», которое осенью проводило закупку картофеля, «пригодного для хранения, в диаметре не менее 3 сантиметров от организаций всех форм собственности и населения без учета крахмалистости по 300 тысяч рублей за тонну». Недавно объявление повторилось. Отличалось только закупочной ценой — 400 тысяч. С содержанием крахмала 15 процентов — 500 тысяч. Заинтересовавшись, прикинул. За килограмм продовольственного картофеля заготовитель дает максимум 500 рублей. Хотя в магазинах его цена нынче 6 тысяч, на рынках доходит до 8 тысяч. Разница между оптом и розницей — десятикратная!

А теперь давайте подсчитаем, сколько же стоит для крестьянина килограмм картошки? Даже если из расчетов исключить умеренный налог на землю и человеческий труд, хотя и тяжелый. Возьмем только прямые производственные затраты. Главная статья расходов — средства производства. Они не каждому доступны. Да и надо ли каждому сельскому двору дорогостоящие энергетические механизмы, прицепное оборудование. Не под силу многим и лошадей содержать. С ликвидацией конеферм крестьянин остался с вилами да лопатой. Большеразмерные высокоэнерготехнические тракторы с таким же прицепным оборудованием не могут вписаться в небольшие с деревьями да кустарниками земельные участки. Да и использование таких технических средств с частыми разворотами невыгодно. Одна надежда на частника. В этих условиях он крайне нужен. Без него запустение крестьянских земель примет неуправляемые формы. Но тут другое «но»: непомерно высокая стоимость услуг. 40 тысяч рублей стоит запахать сотку. Забороновать — еще 15. Провести первое окучивание картофеля и боронование — 40 тысяч рублей, второе — 25 тысяч. Далее. Выпахать картофель, забороновать (выровнять почву, убрать остатки ботвы), снова перепахать. Загибайте пальцы: плюс 40, 15 и 40 тысяч рублей соответственно. Кроме технологических работ, потребуются помощники — наемные рабочие. Итого на 20 соток надо выложить не менее 7 — 7,5 миллиона.

При хорошей урожайности с двадцати соток получим 6 тонн картофеля. Треть будет мелким, травмированным и пораженным болезнями. В общем, нетоварным. Еще 720 килограммов — на посадочный материал. Таким образом, у нас остается только 1.280 килограммов. При неполных прямых затратах на производство 7,5 миллиона рублей себестоимость кг равняется 5,8 тысячи рублей. И это без транспортных расходов.

Крестьяне тоже хорошо умеют считать. На экономику отреагировали незамедлительно. Максимально сократили посевы сельхозкультур. Картофеля в частности. Как правило, выращивают только под потребность. При необходимости докупают на оптовых рынках, где по осени цены в 2,5 — 3,0 раза ниже, чем со своего поля. Вот и стоят в период летней вегетации необработанные, поросшие сорняками, навевающие тяжелые думы участки добротной земли. В то же время из бюджета отвлекаются немалые средства на рекультивацию участков, по тем или иным причинам выведенных из оборота. Но земля — основа производства продуктов питания и сырья для промышленности. За нее надо бороться. Беречь и использовать.

Очевидны несколько способов решения проблемы. Одним из них может быть удешевление для крестьянина средств малой механизации, минеральных удобрений и средств защиты растений. Сегодня за мини–трактор — 15 лошадиных сил — надо отдать 42 — 43 миллиона рублей. Мотоблок мощностью 8 лошадиных сил — 23 — 24 миллиона рублей. Минеральные удобрения — тоже не ценовой подарок. Стоимость одной 3–килограммовой упаковки комплексных удобрений (АФК) — 45 тысяч рублей. На 20 соток потребуется 60 килограммов. Это 9 миллионов рублей! Второе предложение — маржа должна справедливо перераспределяться между производителем, переработчиком и продавцом. И третье — создание при сельских Советах производственно–технических предприятий, оснащенных мини–тракторами и набором почвообрабатывающих орудий. И крестьянину хорошо, и сельхозпредприятиям не помеха. А земля тому, кто ее любит, ответит сполна. Тут нет сомнений.

Николай КОЛЯЧКО, кандидат экономических наук. 

Советская Белоруссия № 92 (24722). Вторник, 19 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter