Почему грянул «имущественный» гром?

КГК подвергло критике деятельность Госкомимущества

Фонд государственного имущества Госкомитета по имуществу, а также территориальные фонды госимущества на заседании коллегии КГК Беларуси держали отчет о работе в 2007—2008 годах, а также I квартале текущего года. Рутинный, казалось бы, вопрос повлек весьма громкие выводы.

Они сводились к тому, что данные фонды неэффективно проводили единую государственную политику по вопросам имущественных отношений, включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Беларуси. Конкретно это выразилось во многих негативных тенденциях и фактах. Так, Фонд госимущества, территориальные фонды недостаточно анализировали эффективность использования находящегося в собственности недвижимого имущества. Не уделялось должного внимания обобщению практики применения законодательства по вопросам арендных отношений. На протяжении более двух лет Фонд государственного имущества не располагал полной информацией по арендуемым, неиспользуемым, неэффективно используемым зданиям, сооружениям, производственным площадям и иным помещениям, относящимся к республиканской собственности. Подобная ситуация имела место и в территориальных фондах госимущества.

Контроль за вовлечением в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного оборудования сводился к механическому обобщению информации, достоверность которой не проверялась. Как показали проверки КГК, информация по выполнению графиков зачастую искажалась. Доходило до того, что фондом не выполнялись поручения Совета Министров о наказании должностных лиц, виновных в срыве таких графиков. Все это способствовало тому, что в минувшем году в хозяйственный оборот вовлечено только 68,5 % объектов республиканской собственности и 95,6 % коммунальной.

Как это ни странно, но в Фонде госимущества отсутствовала полная информация о структуре и стоимости имущества республиканской собственности, переданного по договорам безвозмездного пользования. Фонд госимущества не контролировал выполнение органами, осуществляющими владельческий надзор, возложенных на них обязанностей по управлению государственными акциями и долями в уставных фондах обществ. Вследствие этого не осуществлялся должный анализ результатов распоряжения акциями, принадлежащими государству, не давалась принципиальная оценка деятельности как органам, осуществляющим владельческий надзор, так и представителям государства. Установлены случаи, когда в хозяйственных обществах функции представителя государства выполняли граждане, не прошедшие аттестацию. В отдельных случаях такие представители вообще не были назначены. План по дивидендам на акции, находящиеся в государственной собственности, выполнен в минувшем году только на 72,1 %. Поступления дивидендов в республиканский бюджет составили 97 млрд. рублей, что на 52 млрд. меньше, чем год назад.

В деятельности и фонда, и органов государственного управления отсутствует системная работа по акционированию республиканских унитарных предприятий и привлечению инвестиций в созданные открытые акционерные общества, в том числе путем продажи принадлежащих государству пакетов акций. Несмотря на принятый на 2008—2010 гг. план приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, по итогам минувшего года не приватизировано 16 предприятий из числа тех, что подлежали реформированию.

До сих пор Фондом государственного имущества не выполнены мероприятия по реализации Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Беларуси на 2008—2010 годы. В частности, не принята концепция эффективного управления государственной собственностью. Хотя время Ч – 2008 год — уже прошло. Не отменено согласование фондом дополнительных эмиссий акций всех акционерных обществ.

Коллегия КГК поручила заинтересованным сторонам принять меры по устранению выявленных нарушений и в установленном законодательством порядке привлечь к ответственности вплоть до освобождения от занимаемых должностей виновных должностных лиц.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter