Почем кислород для СМИ?

Не перекроют ли его «сверху» во время двух электоральных кампаний?

И не перекроют ли его «сверху» в год выборов в местные Советы депутатов и накануне президентской избирательной кампании — все чаще вопрошают некоторые представители негосударственных СМИ Беларуси.

В последнее время так называемые независимые эксперты дают прогнозы один мрачнее другого. Мол, в этот ответственный период работа журналистов будет под особым контролем, рекламодатели в целях перестраховки перестанут давать рекламу под «неправильные» статьи и т.д., и т.п. Как результат, многие «неподконтрольные» СМИ просто не выдержат такого гнета и исчезнут с медиарынка страны...

В то же время, к примеру, медиаэксперт Павлюк Быковский считает, что 2010 год может принести сюрпризы. Какого рода? «В нынешнем году две электоральные кампании будут серьезным испытанием выдержки властей. Многие люди из старой системы привыкли, что перед выборами нужно закручивать гайки. В то же время Беларусь продолжает налаживать отношения с Евросоюзом. А потому будут бороться две тенденции — закручивание гаек и игра по европейским правилам», — говорит он.

Но коль скоро эксперт допускает наличие европейских правил, значит, об «удушье» для негосударственных СМИ, надо полагать, речь не идет?

Более категорична в суждениях председатель Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Жанна Литвина.

Говоря о перспективах развития ситуации в сфере СМИ в наступившем году, она отмечает, что наблюдаемые тенденции «не вселяют радостных настроений». На негосударственных средствах массовой информации может серьезно отразиться продолжающийся экономический кризис. И, разумеется, серьезным испытанием станут две избирательные кампании — выборы в местные Советы депутатов и выборы президента.

Новый закон о СМИ позволяет закрывать издание после вынесения двух предупреждений в течение года, и это заставит, по ее замечанию, негосударственные масс-медиа ввести самоцензуру со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Подобные высказывания, конечно же, цепляют за живое.

Ведь все мы, представители белорусских изданий, в меру своих сил и возможностей, стараемся сделать информационное поле страны разнообразным и отвечающим интересам и правам потребителей. А потому, я уверена, никто в стране не заинтересован терять качественные печатные и интернет-издания, неважно какой собственности.

Прокомментировать ситуацию мы попросили главного редактора государственной газеты «Рэспублiка», председателя Белорусского союза журналистов (БСЖ) Анатолия Лемешёнка:

— Для меня подобные реплики, особенно в предвыборный период — не новость. В год выборов в местные советы, а тем более накануне выборов главы государства, всплеска истерии трудно избежать. Кто-то, говоря о трудностях выживания на медийном рынке, просто чувствует неуверенность в собственных силах, кто-то видит удачное время для собственного пиара, кому-то по каким-то причинам выгодно нагнетать обстановку… Так было всегда и так, судя по начавшемуся движению, будет и на этот раз. Впрочем, есть существенные отличия от событий, скажем, пятилетней давности. Тогда звучали утверждения, что негосударственные СМИ вообще «задохнутся»… Сейчас те или иные аналитики формулируют проблему иначе: кислород-то будет, другой вопрос — сколько? И это уже прогресс.

А если серьезно, как дышать и работать государственным и негосударственным средствам массовой информации, записано в новом законе о средствах массовой информации.

К слову, в обсуждении этого документа принимали участие все заинтересованные, в том числе и представители БАЖ. И насколько я помню, они назвали этот документ, без учета некоторых замечаний, и прогрессивным, и более приемлемым, чем предыдущий. А на совещании, которое проводилось Общественным советом по СМИ, было отмечено, что слабые и сильные стороны закона выявит время, практическое его исполнение. Тогда все согласились, что принятый документ не догма и жизнь может внести в него свои коррективы.

Если откровенно, я пока не вижу назревших поводов для внесения поправок в действующий закон. Но, допускаю, у кого-то иная точка зрения. Вполне возможно, у кого-то возникли конкретные предложения по практике использования существующих на сегодняшний день правил… Давайте будем обсуждать эту тему, не отравляя масс-медийную среду пессимизмом и паническими настроениями. Думаю, все назревшие вопросы можно поднять на заседании Общественного совета. Со своей стороны, как председатель БСЖ, предлагаю своим коллегам из БАЖ провести совместное совещание-диспут. Давайте обсудим накопившиеся проблемы, если такие есть, попытаемся выработать совместные решения. Может, тогда и страхи на предмет «кислорода» пройдут?

Как журналист с большим стажем, хочу сказать, что главный критерий этого самого «кислорода» для пишущего человека один – ответственность, в рамках действующего законодательства, перед своим читателем. А работать и государственным, и негосударственным средствам массовой информации непросто, если, конечно, они делают качественный продукт. И никуда не уйти нам от объективно возникающих трудностей: кризиса, проблем распространения, трудностей финансового положения…

Привлечение рекламы — это наша общая проблема. Не секрет, что сегодня рекламный рынок в связи с влиянием мирового экономического кризиса заметно уменьшился. Государственные СМИ, так же как и частные, напряженно и тяжело «бьются» за внимание рекламодателей и все равно не получают прежних объемов.

Поверьте, никто «сверху» не обещает нам каких-либо поблажек или привилегий, в том числе финансовых. Сегодня проводится ясная политика на обретение изданиями самостоятельности. Власть давно перестала баюкать, как младенца, государственные масс-медиа, правильно полагая, что они сами должны себя обеспечивать. Это своего рода эксперимент, но уже можно с уверенностью сказать, удавшийся. Потому что в кризисный год все государственные средства массовой информации выжили, не закрылись, хотя было очень трудно.

Что касается в целом белорусского медийного рынка, он в этом году не потерял: некоторые газеты, действительно, закрылись, но немало появилось новых.

А если кто-то априори ставит себя в более уязвимое положение, вероятно, таким образом он заранее пытается оправдать свои профессиональные неудачи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter