Об арт–выставках

Побег из музея в аэропорт

Считайте себя счастливчиком, если на пару лишних часов застрянете в амстердамском аэропорту «Схипхол». Томительное ожидание рейса здесь вам скрасят не только шикарная библиотека и крытый парк, но и шедевры Государственного музея Амстердама. Дело в том, что у крупнейшей художественной сокровищницы Нидерландов в «Схипхоле» есть свой мини–филиал, где постоянно экспонируется небольшая коллекция работ голландских мастеров XVII века. Кроме того, несколько раз в год здесь проходят временные выставки. Не успели насладиться Ван Гогом и прочим культурным артом в городском пространстве? Добро пожаловать в аэропорт!


«Картины? В аэропорту?» — щурят глаза недоверчивые скептики. А чему вы, собственно, удивляетесь? Аэропорт — пространство мультикультурное, главный кровеносный сосуд, питающий туристическую отрасль страны. Чего греха таить, не все приезжают в Амстердам любоваться шедеврами Рембрандта и Вермеера. Пища духовная здесь, увы, не столь востребована. А потому «Схипхол» для туристов — последний шанс успеть нарастить культурный жирок перед возвращением на малую родину. Смотрю на разгоряченную голландским солнцем толпу: в ожидании посадки люди жадно заглатывают обрывки художественной истории, берут их крупными горстями и бросают в рот целиком, не жуя. При этом культурную программу считают успешно выполненной. Здесь, в Голландии, искусство, пусть даже самое высокое, компонент неконсервированный. Оно легко и изящно выходит за рамки, сбрасывает музейные оковы и свободно перешагивает границы. Искусство не боится открытых пространств, легко и безболезненно приспосабливается к любым условиям обитания. В том числе и к взлетно–посадочным.


Использовать аэропорты в качестве художественных площадок — идея далеко не новая. Различные перформансы и арт–выставки уже много лет попеременно не дают покоя то лондонскому «Хитроу», то барселонскому «Эль–Прату». К стационарным выставкам они пока не готовы, а вот принять у себя временные экспозиции — это всегда пожалуйста. Таким образом здесь убивают сразу нескольких культурных зайцев. Популяризируют искусство — раз, знакомят гостей с местными арт–объектами — два, погружают интуристов в художественный колорит страны — три. Европейские музейщики уверяют: работа с публичным пространством интересна в первую очередь потому, что может сильнее воздействовать на людей, гораздо мощнее, чем в привычном для них музейном контексте.


Наша страна растревожить высокое искусство самолетным гулом пока еще не готова. При этом сами музеи постоянно говорят о том, что нужно идти в ногу со временем, выбираться из академических стен. Но нарушить главный принцип музейного дела смелости по–прежнему не хватает. Вот и хранят в четырех стенах — годами, десятилетиями, еще и доводя до совершенства. Но почему бы не выпустить картины «в люди», дать им возможность вздохнуть полной грудью? Тем более зацепки уже есть. Первая работает на перспективу: в сентябре репродукции известных картин из собрания Национального художественного музея украсят два вагона подвижного состава Минского метрополитена. Вторая цепляет глаз еще с декабря прошлого года: к открытию vip–зала Национального аэропорта «Минск» помещение декорировали прекрасными художественными полотнами. Смотрится как концептуальная выставка, хотя таковой не является. На первый взгляд обычные, правда, дорого оформленные репродукции с видами достопримечательностей — Несвижский и Мирский замки, минская Ратуша, Троицкое предместье... Стала невольной свидетельницей разговора: «Все эти объекты находятся в Беларуси?» — интересовался иностранный дипломат у сотрудницы аэропорта. «Конечно, все наше, родное». — «Очень красиво! Нужно обязательно посетить». Примеров подобных диалогов — десятки. Аэропорт — визитная карточка страны. Знакомство с ее историей и культурой для гостей начинается именно здесь. Так почему бы не раскрутить его культурный потенциал на полную мощь? Условия более чем позволяют: квадратных метров — хоть отбавляй, количество потенциальных зрителей — почти 2 миллиона человек ежегодно. И кто скажет, что пространство аэропорта создано не для искусства? Городить здесь филиалы художественного или исторического музея, конечно, никакого смысла — масштабы не те. Но можно организовать временные выставки, добавить шарма, устроив ненавязчивый павильон современного искусства. Тогда пассажиры, наконец, смогут оторваться от планшетов и смартфонов, прочувствовать культурный ритм страны, ее сердцебиение, провести время с пользой и удовольствием. Превратить аэропорт в пространство эксперимента, открытия и парадокса легко. Было бы желание. Надеюсь, будет.


leonovich@sb.by


Советская Белоруссия №158 (24539). Четверг, 21 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter