Победителей не судят?

О парламентских выборах в Грузии

Парламентские выборы в Грузии закончились убедительной, можно даже сказать, неожиданно убедительной победой президента Михаила Саакашвили. Об этом свидетельствуют предварительные данные ЦИКа и экзит–полы, которые отдают его «Единому национальному движению» более 60 процентов голосов. Да, по сравнению с 2004 годом сторонники Саакашвили потеряли порядка 5 процентов голосов. Вместо одной оппозиционной партии в парламенте им теперь будут оппонировать сразу три. И все равно это успех. Почему?


Во–первых, потому, что сравнивать предыдущие и нынешние выборы некорректно. После эффектной «революции роз» власть сама шла в руки молодым политикам. Сегодня это уже опытная команда — несмотря на то, что лидеру всего 40 лет, — за плечами у которой есть как достижения, так и серьезные поражения. Здесь уместно будет напомнить, что на президентских выборах четыре года назад Саакашвили набрал 96 процентов голосов, прямо скажем, плохо укладывающихся в европейскую демократическую традицию, а в этом январе — «всего» 53. Однако тревожный звоночек, как видим, не стал для грузинского президента поминальным колоколом.


Вторая причина, почему нынешний успех «Единого национального движения» особенно ценен: за годы правления Михаил Саакашвили растерял многих своих политических союзников. Соперник кардинала Мазарини кардинал де Рец как–то заметил, что намного труднее ужиться со своими политическими сторонниками, чем бороться со своими противниками. Кто–то загадочно скончался, как премьер–министр Зураб Жвания. Кто–то тихонько отошел в сторону, как это сделала буквально накануне выборов бывший спикер Нино Бурджанадзе. А большинство ушли в непримиримую оппозицию, например, бывший министр обороны, ястреб Окруашвили или экс–министр иностранных дел, голубь, точнее, голубка Саломэ Зурабишвили. И это только самые звучные фамилии.


В–третьих, президентской партии на этот раз было намного сложнее повторить свой успех четырехлетней давности потому, что за эти годы оформилась и окрепла оппозиция. Свою силу она показала в ноябре, когда собрала в центре Тбилиси многотысячный митинг. Чтобы разогнать его, грузинская полиция применила слезоточивый газ и водометы, в результате столкновений были ранены 500 человек, в стране было введено чрезвычайное положение. Кроме того, был закрыт главный оппозиционный телеканал «Имеди». Это был мощнейший удар по имиджу президента Саакашвили на Западе. До того момента выпускник Колумбийского университета в Нью–Йорке и Страсбургского института прав человека всегда мог рассчитывать на безусловную поддержку Соединенных Штатов и Евросоюза. После этого в западной прессе все чаще стали печатать интервью оппозиционных политиков. Хотя во внешней политике все они поголовно придерживались того же курса, что и Саакашвили, — на США, НАТО и ЕС.


Обострение ситуации на границе с Южной Осетией и Абхазией использовали в мобилизационных целях все партии, но когда на кону стоит целостность государства, грузины предпочли консолидироваться вокруг президента. Остается надеяться, что после выборов воинственный накал в регионе спадет...


В день голосования в Грузии был убит из охотничьего ружья функционер одной оппозиционной партии, на границе с Южной Осетией взорваны два автобуса с избирателями, к счастью, без жертв, дрались на участках члены избирательной комиссии, но в целом международные наблюдатели признали выборы соответствующими демократическим стандартам. Причем редчайший случай: совпали выводы миссий ОБСЕ и СНГ. Демократические выборы, к слову, являются последним условием для начала процесса присоединения Грузии к Североатлантическому альянсу.


Десятки телекамер записывали спич Михаила Саакашвили, в котором он на английском языке обещал плотно взаимодействовать с парламентской оппозицией. Западная аудитория, которой предназначались эти слова, определенно осталась довольна. В отличие от оппозиции, которая обвиняет власть в использовании административного ресурса, в том, что ей был ограничен доступ к СМИ, и наконец в фальсификации результатов выборов. Оппозиционные лидеры обещают продолжить борьбу, и, можно не сомневаться, демонстрации в Грузии случатся еще не раз. Но позавчера они проиграли. Несколько унизительно для грузинской оппозиции звучит репортаж Би–би–си из Тбилиси: «Лидеры оппозиции призвали к проведению массовых акций протеста в Тбилиси, однако в конце концов на акцию пришло лишь около 4 тысяч сторонников оппозиции. Низкая активность могла быть связана с проходившим в среду вечером финалом Лиги чемпионов УЕФА»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter