Молодой белорусский ученый решил создать для пешеходов полосы противоскольжения

Победа над скользким типом

Идею закона всемирного тяготения Исааку Ньютону подсказало яблоко, якобы упавшее на голову. Неприятная случайность подтолкнула к уникальной разработке и молодого ученого из Минска. Дмитрий Бусел, поскользнувшись на тротуаре, сломал лодыжку. Осколочный перелом заживал три месяца. Именно тогда Дима решил создать для пешеходов и пассажиров общественного транспорта полосы противоскольжения.


По тротуарной плитке удобно гулять в сухую погоду. Ливень, оттепель и заморозки превращают ее в каток.

Дмитрий раскладывает передо мной образцы плитки. На них — шероховатый пористый материал, который защищает прохожего от скольжения. Ступаю на полосу. Поверхность, напоминающая наждачку, сопротивляется туфле. Обувь не едет по поверхности, а значит, у пешеходов на таком покрытии больше шансов удержаться на ногах в ненастье.

Ученый посвящает в нюансы эксперимента: «Наносили на опытный участок несколько составов и фиксировали противоскользящий эффект. Решали, полосу какого цвета применить лучше, чтобы она привлекала внимание пешеходов. Остановились на желтой краске. Шероховатая поверхность – это полимерцементный состав на базе водной дисперсии эпоксидной смолы. При затвердевании создает пористую прочную структуру, которая эффективно отводит воду».


Полосы противоскольжения планируют наносить в местах посадки и высадки пассажиров и на пешеходных переходах. Эти участки наиболее опасны.

Материал для специальных полос Дмитрий разработал не сразу: «Собирал наработки для диссертации. Состав планировали использовать для защиты от влаги бетона. Применять во время ремонта мостов и путепроводов. Но ведь тротуарная плитка бетонная, поэтому родилась идея задействовать материал в покрытии тротуаров». 

Ученый сравнивает свою разработку с ремнем безопасности в автомобиле. Полоса примерно так же «пристегивает» ногу к поверхности. Пешеход опирается ступней о поры покрытия, а не скользит.

Дмитрий Бусел перечисляет достоинства разработки: 

«Поверхность в сильный дождь исключает эффект аквапланирования, когда вода на гладкой поверхности препятствует контакту плитки и обуви. Противоскользящая структура впитывает воду. Задерживает противогололедные материалы, их эффективность тоже увеличивается в разы. В результате расход хлоридов, загрязняющих окружающую среду, можно снизить».

Ученый мечтает, как будет воплощаться в жизнь его разработка: «Чтобы приготовить материал, достаточно специальной мешалки и состава. Два компонента в отдельных емкостях и клеевая основа. Все это на тележке. Рабочие приехали, достали, засыпали, покрыли 30-сантиметровую полоску от края остановочного пункта. Шершавый слой отвердел и служит годами». 

За рубежом противоскользящие поверхности – норма жизни. В Беларуси Дмитрий Бусел в этом деле новичок. Ученый надеется, что проект запустят в следующем году применительно к остановкам. Глядишь, работы у травматологов станет меньше.

ДОСЬЕ 

Дмитрий Бусел, научный сотрудник лаборатории химии лакокрасочных и вяжущих материалов.

В 2004 году окончил факультет химической технологии и техники Белорусского государственного технологического университета по специальности «инженер, химик-технолог».

В 2012-м окончил аспирантуру.

Победитель конкурса «100 идей для Беларуси» в 2015 году.


drug-olya@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter