По закону джунглей?

Чтобы избавить крестьян от кабанов–террористов, в Браславе готовы пойти на радикальные меры
Чтобы избавить крестьян от кабанов–террористов, в Браславе готовы пойти на радикальные меры

Наши читатели активно включились в обсуждение проблемы, поднятой в материале «Свинтус грандиозус!» («СБ», 2 июля 2005 г.). Вкратце напомню: в статье рассказывалось, как дикие кабаны, обитающие в Национальном парке «Браславские озера», в буквальном смысле терроризируют местное население и сельхозпредприятия. Уничтожают посевы картофеля и других культур. Оказывается, от нашествия прожорливых хищников страдают не только на Браславщине. «Во время перестройки, — пишет Чеслава Васильева из городского поселка Россоны Витебской области, — когда появились определенные материальные трудности, люди потянулись к земле, но через некоторое время из–за диких свиней участки пришлось бросить. Теперь в большинстве своем никто ничего не сеет, а там, где еще лет пять назад возделывали огороды, растет бурьян».

Но вернемся в Браслав. Честно говоря, когда я брался за эту тему, был уверен, что все упирается в нежелание руководства национального парка навести порядок. Признаюсь, что заблуждался. Ни новый генеральный директор «Браславских озер» Иван Касьяненко, ни начальник отдела охраны животного мира, водоемов и охотничьего хозяйства национального парка Петр Ситников не вправе распоряжаться жизнями «вверенных» им хрюшек, которых сегодня насчитывается на территории «Браславских озер» более двух тысяч.

Еще четыре года назад Браславский райисполком обращался в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды с просьбой о возмещении ущерба, нанесенного дикими копытными животными, которые уничтожают от 20 до 80 процентов посевов. Кстати, в нынешнем году ущерб оценивается ни много ни мало в 524 миллиона рублей! Однако министерство тогда ограничилось рекомендациями: сейте, мол, пшеницу, овес, ячмень, кукурузу и бобовые на полях, не примыкающих к лесу. А где же еще на Браславщине–то?

Комиссия по потравам, созданная при райисполкоме, физически не в состоянии справиться с тысячами жалоб, которые поступают от владельцев огородов и руководителей сельхозпредприятий. Чтобы разрядить обстановку, Иван Касьяненко направил в Минприроды письмо с просьбой увеличить лимит добычи кабана с 350 до 500 особей, а также разрешить охоту на обнаглевших свинтусов на всей территории охотхозяйства без составления актов о потравах. Однако заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Валентин Малишевский ответил, что утвержденные ранее лимиты пересматриваться не будут. А регулирование численности диких животных путем охоты на потравах является крайней мерой и применяется лишь в том случае, если «не получен результат после осуществления землепользователями и арендаторами охотничьих угодий рекомендуемого комплекса мер...». За мудреной формулой ничего не понять, кроме того, что вопрос «буксует»... Руководство национального парка утверждает, что все необходимые формальности им соблюдаются! И не верить этому нет оснований. О том, что местное население перепробовало все мыслимые и немыслимые средства защиты от кабанов, мы уже писали.

«Я не понимаю, почему Минприроды не хочет принять во внимание специфику Браславщины, — разводит руками Петр Ситников, – и продолжает руководствоваться документами, рассчитанными на районы, где в год добывается по 5 — 10 особей. Это же несопоставимые цифры! Пусть бы приехали к нам и убедились, что без крайней меры в данном случае не обойтись».

Когда меня убеждали в том, что проблема должна рассматриваться на государственном уровне, каюсь, не удержался от скептической улыбки. А вот председателю Браславского райисполкома Владимиру Лакомому, судя по всему, не до смеха. Иначе стал бы он направлять письмо заместителю председателя Витебского облисполкома Василию Байкову в надежде, что тот походатайствует перед Минприроды.

«Наверное, у чиновников нет огородов, и поэтому земледельцы, терпящие муки от кабаньего нашествия, их мало интересуют», — пишут в редакцию отчаявшиеся читатели. В данном случае и местные жители, и руководители местной власти, что называется, по одну сторону баррикад. И решение, уверен, найти можно.


Компетентное мнение

Михаил Арешко, начальник специнспекции Минприроды: «Почему в начале года руководство нацпарка в Витебский облисполком подало совсем иные цифры — 907 особей? Я же обязан верить документам, а не чьим–то эмоциональным заявлениям! То же самое и с местными жителями. До сих пор я видел лишь два обращения с Браславщины. Но коль проблема стоит так остро, как вы утверждаете, я готов выехать туда и совместно с руководством национального парка искать пути решения в пределах действующего законодательства».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter