По законам совести

Если сложить все письма, которые пришли в Совет Республики по поводу внесения изменений и дополнений в Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях", то получится стопка высотой в три с половиной метра.
Если сложить все письма, которые пришли в Совет Республики по поводу внесения изменений и дополнений в Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях", то получится стопка высотой в три с половиной метра.

По словам председателя Постоянной комиссии по социальным вопросам Совета Республики Анатолия Новикова, в поддержку обновленного закона пришло почти 300 тысяч писем. Противников внесения изменений было значительно меньше (500 подписей), но они заявляли о своей позиции куда как активнее. Между тем, считает А.Новиков, практика, когда несколько единоверцев еще не успели собраться в общину, а уже заявляют о том, чтобы им были предоставлены права юридического лица, как и у общин традиционных конфессий, противоречит здравому смыслу.

"Все религии равны перед законом. Люди могут собираться, читать молитвы и т.д. Но для того чтобы община зарегистрировалась, стала "юридическим лицом" и могла выпускать свои печатные издания и т.д., нужно не меньше 20 человек. Законопроект регулирует отношения между конфессиями и государством. Не церковью, потому что у некоторых конфессий просто нет церквей. При этом все остальные отношения регулируются Административным и Гражданским кодексами, другими нормативными актами", - пояснил А.Новиков.

Он рассказал, что в процессе работы над законопроектом был проанализирован европейский опыт: чтобы зарегистрировать общину в Австрии, нужно 100 человек, во Франции - 20, а в маленькой Эстонии - 50 единоверцев. И никто не говорит об ущемлении прав верующих...

Из России пришло положительное заключение о законопроекте от заместителя председателя комитета по делам соотечественников Г.Чуркина. При этом от правозащитника Сергея Ковалева получили заключение "что все плохо". Он предлагает снять все ограничения вплоть до того, чтобы любая религиозная литература самых экзотических конфессий и религиозных сект шла из-за рубежа к нам без ограничений. Но ведь национальная безопасность включает в себя много аспектов, в том числе и вопросы интеллектуальной и духовной безопасности граждан страны.

Между тем дискуссия в обществе по законопроекту о свободе вероисповедания не является некоей политической сенсацией. К примеру, когда принимают налоговое законодательство, то оно может устраивать государство, но не устраивать некоторых производителей, налогоплательщиков. Невозможно принять закон, который бы абсолютно устраивал всех. Но ссылки на то, что законопроект ущемляет права верующих, беспочвенны. Нужно только внимательнее читать законодательные нормы и не пытаться интерпретировать прочитанное. Так, к примеру, есть норма, что для проведения обрядов нужно разрешение. Но, заметьте, богослужение можно и нужно проводить в культовых сооружениях, в местах паломничества, на кладбищах еtc. А обряды - при необходимости - по месту жительства и в других местах по просьбе верующих и при условии соблюдения общественного порядка. То есть если люди собрались на свадьбу или панихиду и т.д., пригласили священнослужителя - нет проблем. Главное, не нарушать порядок, потому что затем в силу вступает Гражданский кодекс.

На нескромный вопрос о степени религиозности А.Новиков ответил, что он атеист. "Хотя матушка у меня была верующая, у нее висели иконы, она молилась. Это право каждого человека. Я считаю, что Бог в общечеловеческом понимании должен быть в душе и сознании у каждого. Это следование нормам здравого смысла, уважения друг к другу, это жизнь по совести", - поделился своими размышлениями А.Новиков. Он убежден, что закон не догма: "Вот подпишет его Президент, вступит закон в силу. Пусть поработает. Мы посмотрим его в действии. И если появятся вопросы, то у парламентариев есть право инициировать внесение в него изменений и дополнений".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter