По законам привлекательности

К 2015 году доходы Беларуси от транзита должны увеличиться на $500 млн.

В ближайшие 5 лет доходы Беларуси от транзита должны увеличиться примерно на 500 млн. долларов

Согласно проекту Стратегии развития транзитного потенциала на 2011—2015 годы, который сейчас находится на рассмотрении в правительстве, объем доходов от транзита к концу периода должен вырасти на 24 %. Финансовый эффект – около полумиллиона долларов дополнительно. Самые крупные «дивиденды» от использования своих транзитных возможностей Беларусь получила в докризисном 2008-м: тогда доход превысил 2,6 млрд. долларов. В прошлом году этот показатель составил около 2 млрд. долларов. По объективным причинам мы потеряли около 83 млн. долларов на перекачке природного газа, на 8 млн. снизились доходы от использования воздушного пространства иностранными воздушными судами, на 14 млн. меньше оставили пассажиры в железнодорожных кассах, на 58 млн. снизились поступления от грузовых перевозок по стальным магистралям. «Для преодоления негативных тенденций были приняты дополнительные меры по привлечению транзитных грузопотоков за счет применения более гибкой тарифной политики, конкурентоспособных транспортно-логистических схем, расширения и укрепления международного сотрудничества в рамках Евросоюза, СНГ и ЕврАзЭС», — пояснил начальник Управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем Минтранса Павел Божанов.

Каким образом планируется в дальнейшем увеличивать прибыль от использования выгодного географического положения Беларуси? Специалисты наметили четыре стратегических направления. Во-первых, предстоит внести изменения в законодательную базу: в частности, усовершенствовать контрольные функции (в первую очередь на границе), завершить формирование нормативных документов в рамках Таможенного союза, унифицировать отечественные правовые акты с нормами, которые используются в Европейской транзитной системе… Второе важное направление – реконструкция и модернизация транзитной инфраструктуры. Это строительство автомобильных дорог республиканского значения, повышение качества сервиса, включая придорожный, создание транспортно-логистических центров. Кроме того, будет продолжена работа по укреплению международного сотрудничества в области транзита. И, наконец, новое для нас направление – расширение коммуникационных и финансовых коридоров: эту задачу Минтранс будет решать совместно с Минсвязи, Минфином и Нацбанком.

Что касается строительства транспортно-логистических центров, то один из наиболее активных проектов, по оценкам экспертов, – возведение комплекса «Прилесье» (на снимке) недалеко от белорусской столицы, на пересечении двух международных магистралей. Ожидается, что совсем скоро развернется строительство и в районе Национального аэропорта Минск на средства бельгийского инвестора. «Этот проект реализуется на очень привлекательных для нас условиях, — заметил Павел Божанов. – Финансы и технологии обеспечивает зарубежный партнер, а рабочая сила и материалы – за нами». Специалисты ожидают, что район Национального аэропорта со временем станет одним из центров логистического обслуживания в Беларуси, где будут задействованы все виды транспорта. Серьезные предложения озвучили зарубежные инвесторы и по реализации совместного проекта на Оршанском авиаремонтном заводе. В частности, продолжаются переговоры с австрийской компанией (с латвийскими инвестициями), а также обсуждается возможность строительства крупного терминального комплекса с инвестором из Гонконга. В результате часть китайских грузов, которые сегодня обрабатываются в Домодедово, может получить оршанское предприятие. Но россияне не в обиде: речь идет примерно о 5 % грузопотока, потери которого с учетом дефицита складских помещений в московском аэропорту могут оказаться незаметными. «Проекты по развитию транспортно-логистических центров в ближайшее время не повлияют на грузопотоки, завязанные на Россию», — считает Павел Божанов. Дело в том, что эксперты обращают внимание на одну интересную тенденцию: спрос на услуги современных транспортно-логистических центров увеличивается за счет снижения интереса к стандартным складским помещениям. Поэтому в ближайшее время грузов хватит всем игрокам рынка. Однако не исключено, что, если в полную силу заработает Таможенный союз, зарубежные коллеги захотят «перехватывать» эти потоки на территории Беларуси. На рассмотрение инвесторов выставлено 50 проектов логистических центров, из которых 18 – транспортно-логистические.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter