По учебнику быть гражданином не научишь

Идеология: тема в конференц-зале
Говорят, если у страны нет своей идеологии, ее место займет чужая. Ведь ни одно общество не может жить и развиваться без целей и общественных идеалов. Всего того, что объединяет людей, дает понимание и уверенность в правильности избранного страной пути. И жизнь показывает, что действительно эффективной политика государства становится лишь тогда, когда рост экономики сопровождается ростом духовной составляющей общества. Сегодня мало быть специалистом–профессионалом. Нужно быть еще и гражданином, и патриотом. Но на пустом месте патриотизм не возникает. Поэтому особое внимание наше государство (впрочем, сегодня это мировая тенденция) уделяет формированию мировоззрения у молодых людей. Ведь они наиболее открыты для самых разных идей. И именно им в будущем определять лицо страны.

Не случайна и тема, которую мы предложили для очередной дискуссии в конференц–зале «СБ»: «Как преподавать курс идеологии в вузах?» В ее обсуждении приняли участие: декан факультета технологии управления и гуманитаризации БНТУ Евгений САПЁЛКИН; первый заместитель начальника идеологического управления Минского облисполкома Николай РОДИЧКИН; студент юридического факультета БГУ Дмитрий ГОРЕЛЫЙ; доцент кафедры политологии БГУ Елена ГРЕЧНЕВА; доцент кафедры политологии БГЭУ Анатолий ЕГОРОВ; магистр гуманитарных наук, кафедра политологии МГЛУ Николай ПАНЧИШИН; начальник научно–методического отдела воспитательной и идеологической работы высшей школы ГУО «Республиканский институт высшей школы» Иван ЯНУШЕВИЧ.

«СБ»: Что представляет собой курс идеологии в вузах сегодня, сложился ли он в целом, каковы его задачи?

Н.Панчишин: Наша задача — сформировать ценности, которые будут понятны и студентам, и преподавателям. Курс должен быть не столько научно, сколько духовно наполненным. Его цель — не загрузить головы студентов, а дать им этический вектор, сочетать в себе науку и нравственность. Возникает целый ряд предложений. Первое — самоорганизация процесса, предложения студентов. Второе — обеспечение учебного процесса, создание видеороликов, фильмов. Третье — экологическая направленность. Четвертое — ноосферное направление, поиск перспективных инновационных технологий. Главное — соединение двух компонентов, этического и научного, плюс самоорганизация системы.

Е.Гречнева: Вы считаете курс цельным?

Н.Панчишин: Сейчас он в стадии становления.

Е.Гречнева: Курс как учебная дисциплина еще не сложился. За каждой лекцией стоит позиция преподавателя. Сложность проблемы также в том, что наука и идеология — разные вещи. Есть идеология государства как политической организации, есть идеология гражданского общества, она плюралистична. Ведь идеология отражает действительность с позиций интересов определенных слоев общества. Но в то же время мы идем к студентам с идеологией как с учебной, т.е. научной, дисциплиной. Поэтому снова актуальным становится спор о том, возможна ли научная идеология?

А.Егоров: Действительно, предмет включает в себя знания по политологии, экономике, философии. Содержание перенасыщено политологическим материалом. Здесь прозвучал термин «научная идеология». Идеология, политика и наука — не тождественные понятия. Если идеология выражает объективные законы развития общества, она приближается к науке. Отходим от понятия идеологии как научного явления — нечего говорить о государственной идеологии. Государственная идеология тогда конкретна, когда государство имеет реальный путь развития, через идеи и их реализацию. Она является идеологией или большинства народа, или всех граждан. Это оптимальный вариант.

«СБ»: Выходит, что, читая курс, каждый преподаватель опирается на свои воззрения?

А.Егоров: Этого нельзя делать! Все должны преподавать по стандартам, по утвержденной учебной программе. А насколько хватит компетентности, интеллекта, насколько доходчиво будут читать курс, зависит от преподавателя. Учебное пособие никуда не годится. Оно написано без анализа реальных ситуаций, таким языком, что не только студенту, профессору не понять!

Е.Гречнева: Я не имела в виду, что каждый лектор преподает «свою» идеологию. Но за каждым преподавателем стоят его опыт, отношение к происходящему в обществе. Хочу выступить в защиту и учебника, и программы. Ее можно критиковать — она большая по объему, а курс небольшой, всего 24 часа. Но когда программа большая, есть простор для творчества. Программа имеет серьезную научную основу, соответствует целям и задачам белорусской государственности. Она нацелена на то, чтобы объяснить студентам, что такое идеология, какую роль она выполняет в обществе, основные идеологические позиции, которые существуют в современном мире. В условиях политического плюрализма наши студенты должны хорошо разбираться в этих вопросах. Курс позволяет рассказать о том, что такое белорусская модель развития, каковы особенности экономической и политической системы нашего общества, о правах и свободах граждан.

Е.Сапёлкин: Важно провести анализ того, что сделано вузами страны для совершенствования учебного курса. За два года сделано немало. Например, в БНТУ создана творческая группа с участием ведущих политиков и ученых Беларуси. Они работают не только над учебным курсом, но и над концепцией идеологии белорусского общества и государства. Без научной концепции идеологии нельзя разработать цельный учебный курс. Согласен — курс читается в недостаточном объеме. Наше предложение — увеличить его с 24 до 36 часов — уже одобрено Министерством образования. Возможна корректировка и других курсов цикла социально–гуманитарных дисциплин. Они должны быть взаимосвязаны между собой. Выпускник вуза обязан владеть не только совокупностью знаний, но и обладать убеждениями, навыками трудовой деятельности. При этом следует учитывать и профиль вуза.

И.Янушевич: Основную роль играют личность преподавателя, его гражданская позиция, искренность, уровень профессионализма. Каждый преподаватель, конечно, вырабатывает свой конспект лекций. Унифицировать курс невозможно, да и не следует этого делать. Но учебный процесс должен быть организован в строгом соответствии с утвержденной программой и на основании уже апробированных учебных пособий С.Решетникова, Я.Яскевич, Е.Сапёлкина и других. Важны форма подачи материала, доступность, наличие электронного конспекта лекций, мультимедийное сопровождение. А также организация практических занятий: посещения госучреждений, встречи с депутатами, политиками, руководителями исполнительных органов власти. И вот здесь–то преподаватель должен проявить максимум усилий.

Д.Горелый: Почему вводят идеологию на первом курсе? Предмет не должен вдруг сваливаться на студентов. Они должны быть к этому подготовлены. Ведь этот курс идеологии дает жизненные ориентиры, систему ценностей. Некоторые студенты относятся к курсу с долей нигилизма. Мол, идеология, это то, что навязывается.

И еще. Здесь прозвучала идея, что идеология белорусского государства должна быть идеологией всех граждан. Стоит, скорее, говорить об идеологии для всех граждан. Надо идти в ногу с миром, с идеологическими процессами, методикой преподавания. Необходимы опросы, где бы студенты имели возможность высказать свое мнение. Важно, чтобы они не только восприняли идеологию, но и как–то применяли в жизни.

Е.Гречнева: Когда я в прошлом году зашла в аудиторию, студенты сидели ощетинившиеся, готовые к тому, что сейчас придет кто–то и будет железной рукой насаждать истину. Априори шло восприятие с агрессией.

Н.Панчишин: Относительно того, преподавать ли курс идеологии на первом или пятом курсе. Пятикурсники — сформировавшиеся люди с выработанным мышлением, ценностными нормами, но часто в нигилистическом аспекте. Входишь в аудиторию и натыкаешься на стену сопротивления. Не политизированности, а просто неверия в то, что есть какие–то идеалы. Рыночная система, оплата за учебу, проблемы делают человека агрессивным. Давать ему ценностные, этические нормы — ломиться в закрытые ворота. А на первом курсе студенты словно почва, на которой можно посеять зерна.

Е.Гречнева: Есть один момент, на который я хотела бы обратить внимание. До сих пор еще не прозвучало слово Конституция. Когда захожу в аудиторию, я кладу ее на кафедру. Идеология белорусского государства, как сказал Президент, — это Конституция. А Конституция — это акт всеобщего согласия, своеобразный договор о том, как будет жить общество, о его взаимоотношениях с властью. Студенты должны это усвоить. А над тем, когда преподавать, надо думать. На первом курсе, считаю, рано, на пятом — поздно.

Е.Сапёлкин: Преподавать идеологию нужно студентам старших курсов. Первокурсники дисциплинированны, у них высокий интерес к учебе. Но данный предмет насыщен категориями и понятиями из философии, экономики, политологии, социологии. Поэтому он должен завершать цикл социально–гуманитарных дисциплин. Согласен с Еленой Федоровной, основой курса должна быть Конституция Республики Беларусь. Вот темы, которые входят в предмет: идеология в системе социально–гуманитарного знания, мировоззренческие основы идеологии, социальные, экономические и политико–правовые основы идеологии белорусского государства, идеология и СМИ, Республика Беларусь в современном мире.

«СБ»: Какой же вы видите современную белорусскую идеологию?

Е.Сапёлкин: Существуют разные трактовки понятия «идеология». Определение, которое я приведу, это плод многолетних размышлений нашего коллектива. Мы преподаем науку, которая связана с практикой, с государственными программами. Идеология — это система идеалов, убеждений, верований, ценностей той или иной социальной общности, личности, группы, общества в целом, на основе которых разрабатываются интегративные политико–экономические и социальные программы и проекты, определяющие цели деятельности, пути и средства их достижения. Определение выводит нас на программы социально–экономического развития, например, возрождения и развития села, социальные стандарты, реализуемые в обществе. Это конкретное воплощение идеологии. Не говоря уже о формировании правового государства, концепций национальной безопасности и устойчивого развития. Студентам надо рассказывать, что реально делается для улучшения жизни общества, что они могут сами сделать. Идеология должна подкрепляться практикой. На занятиях нужно приводить конкретные примеры деятельности органов власти и управления.

Н.Родичкин: Я представляю здесь областной орган государственного управления, который заинтересован в практической ценности того продукта, который выдает высшая школа. В том числе — в подготовке квалифицированных идеологов–специалистов. Проблемы, которые мы здесь обсуждаем, очень важны, в первую очередь для тех, кто ведет повседневную работу, т.е. для практической идеологии.

Н.Панчишин: Что вы имеете в виду?

Н.Родичкин: Курс идеологии, который преподается в вузах, это в большей степени набор теоретических принципов. Жизнь не стоит на месте. На практике всегда появляется что–то новое, то, чего не учли теоретики. Идеологические работники, ведущие повседневную работу, и ученые, разрабатывающие концептуальные основы идеологии, преподаватели — это не одно и то же. Это две стороны одного целого. Мы должны работать в тесной связи, взаимно дополняя друг друга.

Е.Сапёлкин: Теория без практики бесполезна. Нельзя сводить идеологию лишь к лозунгам. Формы реализации теории могут быть разными. Речь идет об участии молодежи в разработке и реализации социально значимых программ и мероприятий на уровне коллектива, региона, страны. Рассуждать о высоких истинах, не участвуя в их реализации, — это демагогия. Возьмем, к примеру, идею возрождения студенческих стройотрядов. Разве это плохо? У нас 20 апреля прошло совещание руководства Минской области и БНТУ, результатом которого стало подписание договора о сотрудничестве. В реализации принятой программы примут участие преподаватели и студенты всех факультетов, научно–исследовательские лаборатории, субъекты хозяйствования. Вот живой пример, как БНТУ готовит специалистов для реального сектора экономики.

Н.Родичкин: Сегодня, например, Минская область имеет ряд целевых производственных программ, направленных в конечном счете на то, чтобы людям жилось лучше. И о том, что мы делаем, какие ставим цели и как их добиваемся, нужно говорить и разъяснять. Идеология должна присутствовать в каждом событии, во всем, чем живет наша страна, государство. Это как дыхание человека, как сама жизнь. Поэтому наши задачи заключаются в том, чтобы это дыхание было ровным, стабильным, наполняло все государство и общество.

Может быть, кому–то покажется, что мое присутствие здесь случайно. Но это не так. Я не собираюсь оспаривать теоретические разработки ученых, я хочу лишь заострить внимание на тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться идеологам на практике.

Е.Сапёлкин: Я пришел на этот «круглый стол», несмотря на занятость, узнав, что редакция пригласила участвовать в дискуссии идеологического работника–практика. Это правильно. Вузы должны разрабатывать и реализовывать идеологию нашего государства совместно с практиками.

А.Егоров: Давайте все–таки определимся, что такое «практическая идеология»? Идеология — это учение об идеях, их природе, выражении, истинности, способах функционирования. Предмет идеологии — исследование закономерностей образования и изменения идей, их влияние на жизнь конкретных общностей. Это объективное отражение природы и общества, реальной действительности посредством идей. Наука и практика едины в том смысле, что истинность той или иной идеи проверяется жизнью. Вы затронули очень важную тему, о которой мы умолчали. Это идеология и политика, идеология и практика. Они неразделимы.

Н.Родичкин: Нам очень нужны специалисты в области идеологии. Но как сегодня организован процесс преподавания курса идеологии в вузах? Придет ли завтрашний выпускник — будущий врач, инженер, будущий руководитель любого звена — на работу уже сформировавшимся гражданином, осознавшим и принявшим основные положения идеологии белорусского государства?

Д.Горелый: Да, любой выпускник вуза должен быть патриотом. Но как это представить на деле? Мы изучаем государственную идеологию. Но в Конституции у нас записано, что у нас многообразие идеологий... Понятно, что государство не запрещает существование других идеологий. Но поддерживать и совершенствовать оно будет только свою — государственную. Плохо, что некоторые самые элементарные вещи студентам не стараются объяснить. Нет дифференцированного подхода к различным категориям будущих специалистов.

Е.Гречнева: Я согласна с Николаем Павловичем по поводу практической идеологической работы. У каждой идеологии есть научное, теоретическое основание. Но самое важное, как она работает в обществе. Можно и нужно говорить о практической идеологии. Практическая идеология в итоге принимает форму социально–политической, экономической, духовной доктрины развития государства. Эта та базовая модель, о которой мы должны говорить студентам. Это стратегия устойчивого развития страны и многие другие важнейшие целевые социальные и экономические программы.

Н.Родичкин: Чтобы предмет воспринимался, нужна живая «аура». К примеру, на Минщине по инициативе общества «Знание» и при поддержке облисполкома прошла патриотическая акция «Дорогами Победы», которая была посвящена 60–летию Великой Победы. Она охватила практически все наши города и районы. Надо было видеть, как в Крупках на одной из встреч маленькая девочка — ученица начальных классов — с непередаваемой гордостью рассказывала о своем прадеде, штурмовавшем рейхстаг. Она гордится им и гордится через это своей Родиной. Вот зерно, из которого произрастает то, за что борется идеология.

Е.Гречнева: Вы правы, по учебнику патриотизм не привить! Даже если учебник 500 страниц. У идеологии белорусского государства главнейшая задача: воспитать граждан, а не подданных, воспитать патриотов.

Н.Панчишин: О важных задачах мы говорим научным языком и тем самым волей–неволей отталкиваем многих людей. Им надо сформулировать простую, ясную цель, которая в одинаковой степени будет понятна и обывателю, и ученому, и домохозяйке, и политику. Перед идеологией стоит задача создания живых образов.

Е.Гречнева: Как у американцев — «американская мечта»...

Н.Панчишин: Есть мечта американская, западноевропейская, белорусская и т.д. У нас цель — построить сильную и процветающую Беларусь. Да, этот лозунг является актуальным. Но! Идя по пути рыночной экономики, нельзя забывать, что она диктует обществу свои ценности, ставит во главу угла материальную сторону жизни. Материальное противопоставляется духовному. Весь социальный пласт мы загоняем в постоянный поиск экономической выгоды. Размышляя над этими проблемами, я пришел к выводу, что, если мы поставим ценности экологии, ноосферы в центр мировоззрения, воспитаем потребность в сохранении природы у каждого человека, тогда мы придадим идеологии новое звучание. Между материальным и духовно–нравственным началом нужен паритет. Предлагаю эту тему постоянно выносить на дискуссии, «круглые столы» на телевидении, радио, на страницах газет. И чтобы в этих дискуссиях принимали участие простые люди, которые бы могли высказывать свои взгляды.

Е.Сапёлкин: Можно согласиться, что с помощью одного учебного курса нельзя сформировать мировоззрение студентов. Любой курс — это лишь часть единого процесса формирования гражданина и специалиста. Духовный потенциал молодежи формируется в обществе. То, о чем мы говорим сегодня: об отношении к истории, к нашему Отечеству, к Великой Победе, к ветеранам, — это важная составляющая идеологической работы. Мероприятия, связанные с формированием патриотических и гражданских качеств молодежи, дополнят цикл обучения. Нужно добиваться, чтобы эти мероприятия проходили через сердце, сознание молодых людей. Приведу пример. Недавно в Доме офицеров была встреча ветеранов — строителей БАМа, в которой я как бывший командир белорусских стройотрядов принимал участие. Вспоминали о многом. Когда мы ехали в Тынду на фестиваль гитарной песни, где выступали наши «Верасы», американский певец Дин Рид, вдоль дороги по обеим сторонам мы видели памятные знаки, кресты, звезды. Много людей отдали свои жизни, осваивая этот край. Нам пришла мысль соорудить обелиск первопроходцам БАМа — белорусским строителям. И вот по истечении многих лет мы узнали, что этот обелиск до сих пор стоит. Главным было тогда и остается сейчас — духовное начало, объединяющее людей, основа идеологии и менталитета нашего общества.

Е.Гречнева: Этот вечный спор о материальном и духовном... Вот другой пример. У нас два года назад экзамен «Человек, общество, государство» был устным. Я спрашиваю абитуриентку, что такое, с ее точки зрения, главная общечеловеческая ценность? Она, ни на мгновение не задумываясь, ответила, что это еда. Я даже несколько растерялась. Оказывается, есть и такое представление о ценностях. Поэтому мы должны учитывать все и не идеализировать жизнь, работая с молодежью.

«СБ»: Из нашей дискуссии логично формулируется следующий вопрос — а насколько эффективна белорусская идеология в борьбе за умы подрастающего поколения? Ведь у нее много конкурентов...

Н.Панчишин: Студенты всегда задают много вопросов. Почему свой путь развития? Почему белорусская модель не только экономическая, а модель общества? Почему у нас практикуется голосование досрочно? От этих вопросов мы не уйдем, наша задача — правильно на них отвечать. Иначе на них ответят другие.

Молодежь принимает ценности белорусской модели развития. Но никакого принуждения, навязывания не должно быть. Человек примет эти идеи и ценности как свои, только пропустив через себя.

Д.Горелый: Сейчас издается масса книг по молодежной политике, проводятся дискуссии с участием студентов. Вопрос в том, относятся ли преподаватели в процессе дискуссии к студентам как к равным? Это очень важно, учитывая особенности молодежи, зная, что в борьбе за умы молодых очень много конкурентов. К примеру, на Западе утверждают, что преподаватель и студент — равные категории, несмотря на разный социальный статус.

И другой вопрос к тем, кто пишет книги о молодежной политике: учитывают ли они видение проблем самой молодежью? Нужно, чтобы мнение тех, кто думает иначе, учитывали. Эффективность идеологической работы как раз в том, чтобы не оттолкнуть, а привлечь на свою сторону.

Е.Гречнева: Мне студенты задают вопрос: почему у нас средняя зарплата равна 200 долларам, а однокомнатная квартира стоит 28 тысяч долларов? Какой идеологией это объяснишь? На что может рассчитывать выпускник? Воровать или на рынок идти торговать? Идеология белорусского государства не может уходить от этих и многих других острых общественных проблем.

«СБ»: Позвольте, но у нас есть действующая система банковского кредитования молодых семей на строительство жилья...

Е.Гречнева: Да, это так. Но я хочу сказать, что на такие вопросы надо давать ответы. Не абстрактные рассуждения, а точные ответы на беспокоящие каждого вопросы. Чтобы не было: идеология сама по себе, человек сам по себе.

«СБ»: В таком случае каковы, на ваш взгляд, перспективы развития белорусской идеологии?

Е.Сапёлкин: Формирование идеологии — это сложный процесс. В нашей стране складывается целостная система идеалов, ценностей и социально значимых программ. Главный вектор идеологии направлен на социальную поддержку населения, ветеранов и молодежи. Дмитрий справедливо отметил, что без участия молодых людей формирование и реализация тех или иных программ невозможна. Нужно проводить сравнительный анализ положения молодежи в разных странах. Брать положительное, остерегаться отрицательного. В Польше, к примеру, безработица достигает 19 процентов, а у нас 2 процента. А что происходит в Украине, Прибалтике? Мы видим, что по многим показателям положение в Беларуси лучше, чем у соседей. Наше государство стремится реально помочь, поддержать человека. Человек — это центр внимания государства. Еще древние философы говорили: человек — мера всех вещей. Человеческое измерение в идеологии и политике является главным и определяющим в развитии нашего общества. Этим принципом руководствуется в своей деятельности наш Президент как гарант Конституции и прав человека.

А.Егоров: Концепция идеологии белорусского государства в целом уже сложилась. Сегодня все силы надо бросить на ее реализацию.

Н.Панчишин: Наша новая идеология складывалась на основе тех ценностей, которые накопило человечество. Ее мировоззренческую основу составляют ценности, выстраданные белорусским народом на протяжении всей истории его существования. Без которых он не смог бы жить и выжить, сохранить себя на этой земле.

Д.Горелый: Хотелось, чтобы наша идеология имела консолидирующий характер, отражала интересы всех социальных слоев. Чтобы была свободной от стереотипов, шаблонов и соответственно понятной для всех. Государство должно объяснить, каким оно хочет видеть общество, а люди — каким они хотят видеть государство.

Е.Гречнева: Скажу кратко. Конституция, права человека, солидарность и гуманизм. Вот наша основа и цель во всем.

Н.Панчишин: Я согласен. Человек — в центре политики и идеологии государства, гуманизм — как принцип. Далее, продолжая эту цепочку: человек — общество — планета — Вселенная. Экологический аспект должен быть ядром нашей идеологии. Чтобы человек чувствовал себя частью человечества, а Беларусь не замыкалась в каком–то местечковом национализме. В идеологии, на мой взгляд, главный аспект — духовно–нравственный.

И.Янушевич: Наша идеология — это не средство зомбирования. Цель ее — формирование самостоятельно мыслящей личности, гражданина, патриота. Молодой человек должен осознавать, что только родное государство защищает его интересы, и он должен это ценить и защищать свое государство, его историко–культурное наследие, традиции и интересы. На это должна быть направлена вся идеологическая работа в вузе, давая то, что будет нацеливать на созидание, сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter