7 августа, в Стамбуле должна состояться грандиозная общенациональная демонстрация

По турецкой улице с оркестром

В предстоящие выходные, 7 августа, в Стамбуле должна состояться грандиозная общенациональная демонстрация, призванная завершить серию массовых акций, непрерывно длящихся в Турции. Они запущены властями, призвавшими народ поддержать президента Эрдогана и стать «часовыми демократии», чтобы не допустить новых попыток путча. Так называемая прямая демократия, когда лидер обращается напрямую за поддержкой народа, налицо.

Накануне, 3 августа, в Турции состоялось внеочередное заседание Религиозного совета страны, на открытии которого председатель Великого национального собрания Исмаил Кахраман назвал предотвращение переворота в стране «исторической победой» и заслугой гражданского общества, вставшего на «вахту демократии».

После попытки переворота в Турции были задержаны около 26 тысяч человек и аннулированы паспорта у свыше 74 тысяч. Это ставит в трудное положение европейских политиков. Когда турецкое правительство объявило трехмесячное чрезвычайное положение в связи с попыткой путча, оно автоматически приостановило свое присоединение к Европейской конвенции о защите прав человека. Тем не менее генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд, побывавший на днях в Анкаре, согласился с необходимостью чисток в Турции. Впервые так высказался руководитель структуры, являющейся крупнейшей правозащитной организацией в мире...

Определенно сегодня на переломе находится не только сама Турция, но и весь комплекс международных правил и отношений. Помните, сколько звучало спекуляций о поддержке Турцией игиловцев в Сирии, когда турецкие ВВС сбили российский самолет? Но вот отношения с Россией пошли на лад, и если предстоящая встреча с Путиным будет успешной, сирийский конфликт может круто поменять конфигурацию. Эксперты утверждают, что Россия может надавить на курдов, чтобы они не доставляли проблем Турции. Анкара, в свою очередь, может пойти на уступки относительно протурецкой части сирийской оппозиции.

Во–вторых, наблюдается переломная внутриполитическая ситуация, где, если вы еще не забыли, кроме многочисленных сторонников Эрдогана, есть еще и оппозиционная прокурдская партия, и сторонники светского пути развития, и военные, которые недавно показали себя во всей красе. Сегодня все ожидают, в чью сторону будет направлен главный удар властей, заручившихся поддержкой турецкой улицы. От этого зависит ни много ни мало путь развития этой крупнейшей ближневосточной страны. А с ним тесно связаны и европейский, и российский, и, назовем его так, исламо–демократический путь. То есть развитие в рамках политического ислама, который определяет подъем национального самосознания народов, исповедующих эту религию.

Вот почему сегодня весь мир так пристально наблюдает за новыми решениями и действиями президента Турции.

3 августа Реджеп Тайип Эрдоган объявил очередную стадию реформы. Жандармерия, которая, как утверждает официальная Анкара, была одним из трех главных источников мятежа наряду с военно–воздушными силами и бронетанковыми подразделениями, переведена под полный контроль властей. В течение 48 часов будет назначено новое командование этого подразделения вооруженных сил.

Это очередной шаг на пути к введению полного контроля над турецкой армией после попытки путча в середине июля. В дальнейшем будет логичным изменение Конституции страны, в которой закреплены очень широкие права для вооруженных сил. Правящая Партия справедливости и развития совместно с оппозицией уже начали работать над проектом нового Основного Закона.

Эти изменения должны закрепить не только позиции самого Эрдогана, но и новое состояние турецкого общества. Будет очень интересно узнать, как в нем будут сосуществовать ярые стражи политического ислама — «часовые демократии» и сторонники секулярных ценностей.

Если мирно уживутся — значит, Эрдогану удастся воплотить уникальный опыт исламской демократии. Если же чистки будут продолжаться дальше и захватывать все более широкие слои населения, с одновременным усилением специального армейского корпуса, подчиняющегося исключительно президенту?

Смогут ли Турцию исключить из НАТО в случае несоблюдения демократических ценностей, как предполагают некоторые аналитики? Вряд ли. По оценкам «Немецкой волны», в Турции расположены около 20 объектов, которые частично используются силами НАТО. Турецкая армия — вторая по численности в альянсе после американской. До сих пор турки участвовали во всех операциях НАТО в Афганистане, на Балканах, в Сирии или Ливии. Кроме того, именно в Турции недавно был установлен радар — часть системы противоракетной обороны (ПРО) НАТО в Европе.

И самое главное. Североатлантический договор не предусматривает процедуру исключения кого–либо из его участников. Государство — член альянса может только само известить о расторжении договора.

Так что все, что делается сегодня в Турции, делается ее собственными руками.

romanova@sb.by

Фото sharij.net

Советская Белоруссия № 149 (25031). Пятница, 5 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter