О Юлианском и Григорианском календарях

По старому стилю

Как известно, поначалу весь христианский мир вел летоисчисление по Юлианскому календарю
Как известно, поначалу весь христианский мир вел летоисчисление по Юлианскому календарю, в котором Рождество Христово наступало в последний день зимнего солнцестояния, а Новый год начинал свой отсчет на седьмой день после Рождества. Но календарь, введенный Юлием Цезарем, оказался недостаточно точным и отставал от астрономического года на 13 дней. Поэтому в 1582 году Папа Римский Григорий провел реформу в соответствии со всеми астрономическими уточнениями — этот календарь называли Григорианским. По приказу князя ВКЛ и польского короля Стефана Батория в 1584 году белорусские земли, входившие тогда в состав ВКЛ, перешли на новый календарь. Однако православная церковь реформу не поддержала и продолжила летоисчисление, как говорят теперь, «по старому стилю». Отсюда и расхождение в дате празднования Рождества у православных и католиков.



Но и у православных, и у католиков Беларуси символом чудесного праздника стала известная всем Рождественская звезда. Именно восхождение на небе необыкновенно яркой звезды возвестило о том, что в мир явился Спаситель. Поэтому и рождественские торжества начинаются только с первой звездой, которая у нас зовется «зарнiцай» («заранiца» — народное название в ее утренней видимости) или «вечарнiцай». На самом же деле мы говорим о Венере — вечном символе надежды и любви.

Согласно народным представлениям звезды воспринимаются как небесные свечи, о которых так и говорили: «Многа свечак гарыць, анiводнай не патушыць». Звездный свет всегда считался «спрыяльным», а само звездное небо называли «Божай страхой» и под него выставляли подготовленную для сева рожь и соль накануне Чистого четверга. Во многих фольклорных произведениях также проходит мотив «небесной семьи», где «Сонца — «мацi», Месяц — «бацька», зоркi — сястрыцы». В традиционных величаниях с ясным месяцем сравнивают самого «гаспадара», с «зарой» — его жену, а малых деток — со звездочками.

В некоторых регионах верили, что звезды — это души тех, кто ушел навсегда, и по ночам Бог выпускает их на небо на прогулку, чтобы те смогли сверху посмотреть на родных и посветить им, как бы посылая свой знак.

Сам по себе фольклорный образ звезды символизирует понятие «множества», а значит — богатства и достатка. Потому звездное небо перед Рождеством («на Куццю») предсказывало «прыбытак» во всем: рождение детей, богатый урожай, приплод домашней живности, хороший пчелиный рой... Считали, что при рождении человека ангел на небе каждый раз зажигает новую звезду, и говорили: сколько на небе звезд, столько и людей, а звезд ведь — «безлiч». Но звезда хорошего человека светит ясно и сверкает необыкновенно, а звезды грешных и злых людей — «цьмяныя», а то и вовсе не светят: «То шэльма з–пад цемнай гвязды».

Вообще восьмиконечная звезда — самый распространенный элемент традиционного белорусского орнамента, она у нас практически везде: на рушниках, «посцiлках», в вышивке, аппликации, в резьбе по дереву, гончарстве, плетении из соломы, своеобразном бумажном кружеве — «выцiнанках»... В Беларуси издавна существовала традиция изготовления Рождественской звезды. Делали ее на деревянном, фанерном, позже на картонном каркасе, центральная часть — неподвижная, туда крепилась иконка или рисунок на библейский сюжет. В целом конструкция выглядела подобно древним настенным изображениям — по принципу «звезда в звезде», еще эти звезды у нас вращались. Такая «зорка» могла иметь 8, 12, а то и 16 лучей. Украшалась разноцветной бумагой, засушенными цветами, бусами... Иногда перед иконкой ставили три свечки и зажигали их каждый раз, заходя в новый двор. Звезду прикрепляли к длинному шесту и поднимали высоко–высоко. Ходили с Рождественской звездой специальные «звездары» из числа колядовщиков. Приближаясь к очередному дому, они пели поздравительные «калядкi» «пану–гаспадару», «гаспадынечке–журавiначке», молодым «панiчам» и «паненкам», а также «дробным дзеткам». «Звездары», как правило, открывали колядный карнавал, потому звезда воспринималась символом всего праздника.

Советская Белоруссия № 1 (24631). суббота, 3 января 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter