Покинувшие зону отселения жители Ветковского района возвращаются в родные места

По сельской улице с надеждой

Агрогородок Светиловичи Ветковского района — один из немногих населенных пунктов региона, который по-прежнему сохраняет статус зоны последующего отселения свыше 15 Кюри. Так что и тридцать лет спустя шлейф катастрофы — реальность жизни в этом поселке. Однако сегодня мало кто уезжает из деревни по чернобыльским причинам. Скорее, наоборот. Возвращаются те, кто когда-то покинул родные места, и подтягивают за собой все новых людей.

Агрогородок Светиловичи.

От райцентра до Светиловичей около 35 километров. За указателем дорога взбегает на пригорок, а оттуда — такой вид, что просто голова кругом. Роскошная березовая роща упирается в неспешную речку Беседь. Невольно восхищаюсь вслух:

— Курорт!

Водитель маршрутки даже обижается:

— А вы что думали? У нас тут красиво… До чернобыльской аварии в Светиловичах строили санаторий. Но все накрылось из-за реактора. Вместо курорта сделали больницу. Не так давно на ее базе открыли областное реабилитационное отделение. Водные источники, чистый воздух...

С водителем, который успевает рассказать о рыбалке, грибах, родниках, прощаемся как старые знакомые. Вот, собственно, и адрес моего интереса — Светиловичи.

Рабочий день еще не начался. В центре деревни безлюдно. Хороший асфальт на дорожной развязке. Справа — центр культуры и досуга. Слева — магазин райпо. Мне — в сельисполком. Глава местной власти Олег Азарченко уже ждет. Слово за слово. Оказывается, сам он — гомельский. Последние четыре года работал участковым милиционером в Ветковском районе. Предложили возглавить сельисполком. Вот уже семь месяцев исполняет обязанности председателя:

— На территории сельсовета проживает более 900 человек. Светиловичи — самый крупный населенный пункт. Здесь около 770 жителей. Остальные деревни гораздо меньше. В Глуховке — 72, Федоровке — 30, Железниках — 24… А до аварии на ЧАЭС было более 2 тысяч жителей. В этой округе работало 28 предприятий. 

В кабинет заглядывает управляющий делами Светлана Киреева. Она тоже не коренной житель. В 1990-х переехала сюда из Крыма — вышла замуж за белоруса. Радиация, говорит, не испугала:

— Так все сложилось, что и мысли не возникало оставить, что-то поменять. Но, конечно, после аварии много людей уехало. Вот я сейчас достану «фирменные» тетради. Эти записи вела специалист, работавшая здесь в прежние годы.

Заведующая сельским детсадом Анна Беляцкая из тех, кто остался, — на этой должности она заменила маму, ушедшую на пенсию:

— Когда все произошло, я училась в 8-м классе. Помню, 1 мая, жара под 30 градусов, мы в летних платьицах. Весело, хорошо. А потом, как учебный год закончился, классами вывозили в санатории… Позже сестра переселилась в Гродненскую область. А я решила: нет. Осталась с родителями. Здесь — мое. Сейчас вот год от года все больше в саду детишек. Ныне — 35. Хотя до максимума нам еще далеко.

Перезванивает маме:

— В каком году было больше всего малышей? Ну вот. В 1988-м — 110! Это уже потом стали массово уезжать… 

 Показывает сад в жизнерадостных красках, построенный более 40 лет назад. Воспитатель старшей группы — 20-летняя Мария Давыденко. Кстати, тоже из тех, кто вполне сознательно после учебы вернулся в родной агрогородок:

Молодой воспитатель детсада Мария ДАВЫДЕНКО

— Будете смеяться. Но я в этот сад ходила, а теперь здесь работаю. Окончила колледж в Гомеле. Продолжаю учиться заочно. Лично мне здесь по душе. А радиация? Просто нужно себя вести разумно. Не нарушать правила. 

Глава сельисполкома добавляет парочку штрихов. Говорит, последние годы рождаемость в деревне — по нарастающей. Если в 2012 году появилось 9 детей, то в 2015-м уже 18. Задерживается своя молодежь. Специалисты приезжают. Или местные привозят с собой… молодых специалистов. Олег Азарченко рассказывает в тему:

— Светиловичская девочка училась в Могилеве. Вернулась с супругом — гражданином Азербайджана. У них уже двое детей. Работает у нас в центре культуры и досуга. Вы бы слышали, как он поет белорусские песни! Недавно на республиканском конкурсе занял первое место с белорусским репертуаром.

Нина КАДЕТОВА в Светиловичах с рождения

Идем по улице. У дома с резными окошками хлопочет сельчанка. Знакомлюсь. 65-летняя Нина Алексеевна Кадетова с рождения в Светиловичах. На чемоданах ни разу не сидела. Дети — да, уехали. Она же при своей земле. Из соседнего двора появляются супруги-пенсионеры. Хозяйка Нина Константиновна Спасенова держит ответ за двоих. В этой деревне прожила около полувека:

Супруги СПАСЕНОВЫ.

— Страшно, конечно, было. Не за себя. За детей. У меня их трое. Что можно, что нельзя? И тяжело было. Но мы это пережили. Мы — себе, радиация — себе. А дети выросли, уехали. Но вот — поворот. Внучка встретила парня из соседней деревни, вышла замуж и теперь там живет. 

Еще одна соседка-пенсионерка — Антонина Кондратьевна Севрюк — зазывает в гости. При виде чужаков куры настороженно прячутся за дощатый забор. Хозяйка гордо показывает небольшое деревце в цветах, словно в снегу:

Антонина СЕВРЮК хранит бабушкино рукоделие

— В этом году у меня зацвел абрикос. Будет плодоносить. 

— Точно будет?

— Не сомневайтесь. Опыт имеется. 

Кондратьевна, оказывается, один из ярких местных талантов. Участница народного ансамбля «Спадчына». Достает свои концертные костюмы. Один из них — раритет ветковских традиций ткачества. Хранит и то рукотворное, что осталось от собственной бабушки. Непременно хочет нас познакомить с еще одной певуньей — 79-летней Марией Иосифовной Марченко. Но на дверях дома — амбарный замок. Оказывается:

— У нее же 24 апреля юбилей. Поехала по магазинам. 

В Светиловичах, конечно, небезоблачно. Есть свои проблемы и трудности. Например, в деревне закрылся аптечный киоск. Работает только в больнице, до которой больше километра пути. Очень неудобно. 

Или запрет на приватизацию жилья из-за статуса зоны последующего отселения, о чем говорят практически в каждом дворе. Хотя понятно, что никто уезжать не собирается. Наоборот, собираются жить. Но таков пока закон.

Только время делает свое дело. Вот и заброшенное здание в центре агрогородка с аукциона купили гомельчане. Двое предпринимателей реконструируют пустовавшие помещения под магазины. А неподалеку в поселке Чемерня россияне — выходцы из этих мест — обустроили чудное место отдыха. Те, кто видел, в один голос говорят: курорт.

dralukk73@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter