По порядку становись

Место страны в рейтингах часто меняется «по техническим причинам»

Место страны в международных рейтингах нередко меняется из-за технических моментов, а не благодаря макроэкономическим показателям

О том, как белорусы относятся к международным экономическим рейтингам, можно судить по совсем не экономическому, а музыкальному конкурсу «Евровидение». Презрев девиз Пьера де Кубертена, гласящий, что главное в любом соревновании не победа, а участие, граждане любые неудачи страны принимают слишком уж близко к сердцу, сетуя на непонимание нашего уклада жизни мировым сообществом. Но особенно болезненно воспринимаются не столько провалы, сколько перемещения по строчкам этого рейтинга. «В прошлом году мы были тридцатыми, а в нынешнем — уже тридцать вторые, значит, все настолько плохо», — судачат обыватели. На самом деле в международном экономическом ранжировании все складывается иначе, и текущее место в строчках, по сути, значит не так много.

«Плавание» между строк

Примерно такие же настроения, как и после «Евровидения», наблюдаются у белорусов и в отношении к экономическим спискам международных финансовых и аналитических компаний. Ежегодно в мире публикуется несколько десятков крупных и тысячи мелких рейтингов, в которых позиция Беларуси «плавает», как лед на весеннем озере. Год от года по некоторым пунктам она может меняться на десятки строк. Эксперты уверяют: делать выводы об ухудшении или улучшении ситуации в определенной стране на основании только изменения ее позиции не совсем верно, а воспринимать такие колебания как очевидные заслуги или неудачи национальной экономики точно не стоит. «В публикациях зачастую опускается такой факт, как частые корректировки, вносимые в методики расчета индексов, на основании которых и выстраиваются страны по рейтингу. Более правильно сопоставлять рейтинговые позиции лишь текущего и предыдущего года, приводимые в одном издании, которые пересчитываются с учетом изменения методики и являются сопоставимыми», — объясняет замначальника отдела макроэкономической политики Минэкономики Марина Василевская.

Нередко бывает так, что число стран, охватываемых рейтингом, меняется, а в таких условиях картина может кардинально отличаться. Поэтому в Минэкономики считают целесообразным рассматривать каждый рейтинговый доклад как самостоятельное исследование и анализировать позицию страны относительно стран, которые можно принять за точку отсчета. Так, к примеру, в 2011 году методология проведения рейтинговых оценок известного рейтинга Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» («Doing Business») заметно изменилась. В частности, дополнительно была введена категория «Доступ к электроэнергии», обновлена методология расчета в разделах «Получение кредита», «Получение разрешений на строительство» и «Оплата налогов». То есть рейтинги 2011-го и 2012 годов представляют собой уже два различных исследования, которые основаны на разных подходах, и формально сравнивать в них позиции Беларуси было бы неверно. К примеру, в «общем зачете» «Ведения бизнеса-2011», опубликованном в ноябре прошлого года, наша страна занимала 68-е место. Вместе с тем из-за изменения методологии исследования, связанного с пересмотром авторами структуры используемых при оценке условий ведения бизнеса показателей, формально считается, что Беларусь занимала в отчете не 68-е место, а 91-е.

Аналогично следует рассматривать и перемещение строчки Беларуси в рейтинге в Индексе развития человека («Human Development Index»). В докладе Программы развития ООН за 2011 год «Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех», составной частью которого является рейтинг стран по индексу развития человека, Беларусь среди 187 государств формально переехала вниз на 4 позиции — с 61-го на 65-е место. Но при этом одновременно республика была отмечена как страна, чье место в рейтинге… не изменилось. Таким образом, в докладе было нивелировано влияние включения в рейтинг 2011 года 18 новых стран. Оказалось, что четыре страны из числа новоприбывших — Сейшельские Острова, Куба, Палау, Антигуа и Барбуда — имеют более высокие суммарные рейтинговые показатели, нежели Беларусь. Например, для Кубы показатель внутреннего национального дохода на душу населения значительно ниже, чем для Беларуси ($ 5416 и $ 13 439 по паритету покупательной способности), однако показатель ожидаемой продолжительности жизни гораздо выше (79,1 и 70,3 года соответственно).

Отметиться в списках

Беларусь по-прежнему занимает прочное место в категории стран с высоким уровнем развития и продолжает лидировать среди государств СНГ по многим показателям. Так, в «Human Development Index» Россия находится на 66-м месте, Казахстан — на 68-м, Украина — на 76-м. По сравнению с докладом 2010 года абсолютное значение индекса для Беларуси выросло с 0,732 до 0,756. Возросли и значения основных компонентов этого индекса. Например, показатель валового национального дохода на душу населения по паритету покупательной способности вырос с $ 12 926 до $ 13 439, показатель средней ожидаемой продол-жительности жизни при рождении увеличился с 69,6 года до 70,3 года. Специалисты уверены, что это существенное продвижение вперед, позволяющее рассчитывать на повышение в перспективе места Беларуси в рейтинге государств по индексу развития человека.

Еще один рейтинг, который также фактически стал мерилом национальной экономики в глазах международных экспертов, — это Глобальный рейтинг национального благосостояния, который составляет международная инвестиционная группа «Legatum». В 2011 году Беларусь поднялась в «Legatum Prosperity Index» с 54-й на 50-ю позицию среди 110 стран. По уровню развития экономики Беларусь занимает 75-е место, по предпринимательству — 64-е, по госуправлению — 100-е место, по уровню образования — 22-е, здравоохранению — 35-е, по безопасности — 48-е, по личной свободе — 76-е, по социальному капиталу — 21-е.

Со своим аршином

«Оценка страны по занимаемой позиции в международных рейтингах является не абсолютной величиной, а только полезным инструментом, который позволяет выбирать направления совершенствования управления экономикой, пути повышения ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, — уверена Марина Василевская. — Каждая страна в мире нуждается в инвестициях, которые являются источником развития экономики. Решения инвесторов при выборе объекта инвестирования имеют в своей основе возможности достижения наибольшей эффективности инвестиционных проектов. Зачастую в качестве меры оценки риска при инвестировании в страну выступает именно рейтинг, который присваивается данной стране международными рейтинговыми агентствами на основе оценки способности страны выполнять свои обязательства и общего финансового и экономического положения. Отсюда вытекает взаимосвязь между инвестиционной привлекательностью страны и ее местом в международных рейтингах».

Кстати, в настоящее время в Беларуси рассматривается возможность создания своего собственного национального рейтингового агентства. Это не белорусское «ноу-хау», подобного рода местные «оценщики» работают во многих странах мира. Национальные рейтинги формируют представление о финансовом состоянии национальных компаний, не включают вопросы, относящиеся к сфере экономических свобод, социального развития. В связи с этим национальные рейтинги не совпадают с международными кредитными, а национальные ранжиры отдельных стран не сопоставимы между собой. Однако получение кредитного рейтинга по национальной шкале дает возможность для рейтингуемых субъектов получить такие дополнительные преимущества, как, к примеру, получение независимой компетентной оценки риска инвестирования относительно прочих белорусских заемщиков. Кроме того, «свой аршин» подразумевает обеспечение прозрачности информации и «узнаваемости» рейтингуемого субъекта для потенциальных инвесторов и кредиторов, а значит, улучшает условия привлечения финансовых ресурсов.

Как заметили в Минэкономики, практика создания национальных рейтингов в последнее время становится все более распространенной. Это вызвано тем, что рейтинги глобальных агентств стали приобретать все более яркую политическую окраску. Они представляют собой мощный инструмент влияния на финансовую систему путем изменения рейтингов, повышения их или понижения. А это опасно тем, что подобные оценки рано или поздно могут стать рычагом давления на неугодные хозяевам рейтинга государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter