Мощность – 350 лошадиных сил, работоспособность – 24/7, управление – через спутниковую навигацию. Такую технику белорусские аграрии ждут, так как она в разы увеличит производительность труда. Брестскому государственному техническому университету доверена важная миссия – модернизировать и разработать новое программное обеспечение для первого белорусского трактора-беспилотника. «Космический» BELARUS 3523i уже в ангаре вуза.
Максим Чиж заверяет: трактором-беспилотником управлять легче, чем автомобилем
Заведующий учебной научно-практической лабораторией «Промышленная робототехника» БрГТУ Валерий Касьяник признается:
– Участвовать в таком проекте – большая удача. Проект подразумевает решение целого комплекса сложных задач – от навигации до безопасности при выполнении сельскохозяйственных операций. Специалисты МТЗ разработали и передали нам техническое задание.
В числе тех, кому доверено столь важное дело, студент 4-го курса факультета электронно-информационных систем БрГТУ Максим Чиж. Парень берет в руки пульт управления с джойстиками, нажимает на кнопки – и огромные колеса 14-тонного трактора сдвигаются с места. До максимальной скорости в 38 километров в час разогнаться пока негде, но в том и необходимости нет. Максим заверяет нас: этим трактором управлять легче, чем автомобилем, сотрудники МТЗ научили за три дня.
Что может машина, которая, признаться, без кабины выглядит непривычно и даже странно, хотя мощь очевидна?
– Трактор едет по полю, а оператор сидит в траве на опушке леса с пультом в руках, отгоняет комаров, нажимает клавиши влево-вправо и таким образом руководит процессом, скажем, пахоты? – интересуюсь.
Пульт управления
Студент улыбается:
– Управление идет через системы спутниковой навигации. Машина самостоятельно запускается по команде в удаленном режиме, выходит на трек и следует по нему, выполняя необходимые операции. Оператор нужен только для доставки трактора к полю.
Проректор БрГТУ по научной работе Николай Шалобыта называет проект примером практикоориентированности обучения:
– В нашем вузе сформированы компетенции по системам беспилотного управления, которые позволяют взяться за то, чтобы изучить данный трактор, произвести анализ компонентов, которые на нем установлены, и сформировать дальнейшие задачи по обеспечению так называемых систем безопасности для этого беспилотника. Многое уже сделано, мы это видим. Что необходимо доработать? В первую очередь системы безопасности, которые связаны с движением, позиционированием, определением препятствий во время работы. Это вызов, сложная задача, которая перед нами стоит, и мы хотим ее решить.
Предполагается, что трактор в Бресте пробудет три месяца. Николай Шалобыта надеется, что и с этим механизмом, и с другими подобными агрегатами университет надолго:
– Мы в начале большого пути, большого проекта. И это правильное направление. Но беспилотный трактор только первый шаг к созданию полноценной инфра-структуры цифрового сельского хозяйства. С производством беспилотной техники придется развивать целую индустрию – запускать новые программы обучения операторов-механизаторов, сервисы по их обслуживанию, настройке и так далее.
kozlovich@sb.by,