По ком звучит реквием?

Если отечественное игровое кино хоть как-то еще напоминает о себе, иногда завоевывая даже призы на международных фестивалях, то о существовании в стране неигрового кино знают, пожалуй, только его создатели.
Если отечественное игровое кино хоть как-то еще напоминает о себе, иногда завоевывая даже призы на международных фестивалях, то о существовании в стране неигрового кино знают, пожалуй, только его создатели. На документалистику произошло наступление такого жанра, как телевизионный спецрепортаж. Это почти кино, но на самом деле эрзац, в котором нет ни образного метафорического мышления, ни серьезного исследования темы, ни художественной формы. Это - репортаж на заданную тему. А заданность, как известно, противопоказана искусству вообще и документалистике в частности: автор кино должен исследовать, а не навязывать чье-то, а тем более свое мнение. Поэтому положение отечественной документалистики на сегодняшний день таково: она уже не может отвоевать свою нишу ни в общественном сознании, ни на телеканалах. Об этом мы разговариваем с художественным руководителем студии документального кино "Летопись" Михаилом ЖДАНОВСКИМ.

- Михаил Андреевич, так есть ли еще у нас сегодня документальное кино?

- Документальное кино всегда очень мало показывалось. Отдушиной когда-то, например, были киножурналы - помните, в кинотеатрах перед сеансами показывали? И то это было не совсем документальное кино - метраж не тот. Но был кинотеатр "Новости дня", да и "Смена" до недавнего времени. В них действительно проходили премьеры полноценных документальных фильмов. Этого уже давно нет. Сейчас документальное кино - это театр без зрителей. И режиссеры уже привыкли к этому. Никто не ждет от зрителей ни порицаний, ни поощрений. Это субкультура, которая существует сама по себе - она не востребована. Хотя, на мой взгляд, у нас сейчас создаются довольно-таки интересные фильмы, которые могли бы заинтересовать людей. И тем не менее если быть честным: документальное кино аудитории не имеет.

- Какой же смысл создавать "театр", если у него нет зрителей?

- Ну, пишут же писатели в стол, для будущего... Документальное кино - это же не "товар", который требует срочной реализации. Помимо всего прочего (недаром наша студия называется "Летопись") - это архив, хроника, жизнь страны и так далее.

- Что же для будущих поколений снимает сегодня студия документального кино?

- Для начала я должен сказать, что "Летопись" работает, что называется, по остаточному принципу: кинопленка, которая остается от игровых фильмов, достается нам. Но, может быть, именно эта напряженность и заставляет выходить на интересные темы, глубже, чем те, кто работает в игровом кино, разрабатывать идеи. А темы во все времена, при всех режимах одни - это человек. Но на студии осталось не так много режиссеров. И у каждого из них есть возможность сделать только одну работу в год. Если раньше на "Летописи" ежегодно снималось не меньше 30 фильмов, то теперь от силы делается 9 картин. Пытаемся возобновить журнал "Беларусь". Создаем портреты знаменитых людей. Снимаются фильмы на социальные темы. Делаем и социальные ролики, которые неплохо воспринимаются, по крайней мере, прокатчиками. Но есть и соцзаказ от Министерства культуры...

- Это то, что в профессиональной среде называется "болтами в томате"?

- Есть заказные фильмы, которые я бы не посмел назвать "болтами в томате". Все ведь зависит от того, кто делает и как делает. Я думаю, что этот профессиональный жаргон ушел вместе с советскими временами... Впрочем, нет, не совсем. "Болты в томате" сейчас я замечаю в игровом кино на телевизионном экране. Сплошные "болты" и сплошной "томат" - с экрана все просто "стекает".

- Михаил Андреевич, насколько я знаю, те люди, которых вы называете молодыми режиссерами, - Галина Адамович, Виктор Аслюк, например, пришли на студию не менее 10 лет назад...

- Это так и есть. Из всего курса Виктора Дашука (а это человек 15) у нас задержались только двое. Мы их до сих пор называем молодыми, несмотря на то что в документальном кино они уже лет 12. А после них - никого. Посмотрят молодые на зарплаты на студии и уходят снимать ролики на стороне. У нас даже есть такая поговорка: "Хочешь заработать - уходи из кино".

- А может ли документальное кино стать коммерческим?

- Сомневаюсь. Что значит коммерческое? Это когда ты делаешь некий продукт, на который есть спрос. Наша тематика, "завязанная" на Беларуси, по своему определению не может его иметь. Мировая практика тоже показывает: имеют спрос только фильмы, снятые для телевидения. Но для этого нужно иметь возможность сегодня снимать в Австралии, завтра в Японии и т.д. Мы лишены этого по многим причинам, в том числе и по причине отсутствия технического оснащения.

- И тем не менее не считаете ли вы, что будущее нашего документального кино за телевидением?

- В союзе с телевидением тоже есть свои минусы. Мы снимаем кино на кинопленку, которая выдержит вековую проверку временем. В то время как видеопленка - очень несовершенный носитель. Что же от всех этих фильмов останется потомкам?! Труха! Так что должен признать, что документальное кино у нас умирает, хотя мы всеми силами пытаемся его сохранить...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter