Только на Могилевщине с начала года на пожарах погибли без малого шестьдесят человек

По горящим следам

Только на Могилевщине с начала года на пожарах погибли без малого шестьдесят человек. Огонь не выбирает: он разгорается и в многоэтажных домах, и в производственных зданиях. Но чаще всего под его прицел попадает частный сектор. Например, в Бобруйске в пожаре погибла пятидесятилетняя многодетная мать. Глава семейства, хотя и получил небольшие ожоги, выбраться все же сумел — его вовремя разбудил автономный пожарный извещатель. Трое несовершеннолетних детей, к счастью, тоже спасены. Осталось установить: от какой именно искры разгорелось пламя? 


А причины, по наблюдениям специалистов, могут быть самыми разными. Из-за неосторожно брошенной зажженной спички, курения в постели, неисправности печи или нечищеных дымоходов деревянные здания вспыхивают за считанные минуты. «Пожар — следствие чьей-то невнимательности, халатности по отношению к собственной безопасности и безопасности близких. Если человек, к примеру, заметил, что вынутая из розетки вилка электроприбора нагревается, это, как минимум, должно его насторожить. Так же как и печь, которая, скажем, пошла трещинами. Чтобы застраховаться от беды, ее обязательно нужно отремонтировать. На «авось» тут никак не проскочишь», — говорит помощник начальника областного управления МЧС полковник внутренней службы Вадим Врублевский. И добавляет, что раньше люди о своем имуществе заботились больше. Нынче же приходится сталкиваться с тем, когда в ответ на замечания спасателей граждане едва ли не матерятся, принимая их рекомендации в штыки. Продолжают курить прямо в комнатах, причем нередко — после стопки-другой горячительного. О какой безопасности тут может идти речь?

Ни для кого не секрет: чем ниже градус на улице, тем выше опасность пожаров. В преддверии зимнего сезона сотрудники МЧС обследовали 185 тысяч частных домовладений Могилевщины. Замечаний же высказано намного больше: в некоторых домах было обнаружено не одно нарушение противопожарной безопасности. Только протоколов составлено свыше 6 тысяч, а ведь штрафуют людей лишь тогда, когда неоднократные внушения не находят отклика. Иногда доходит до абсурда: в Могилеве, например, в одном из блоков общежития, где проживает мать ребенка-школьника, установили несколько автономных извещателей. И что? Хозяйка почему-то надевает на них колпаки: вероятно, чтобы «дымить» не мешали. Получается, что безопасность граждан больше заботит власти, социальные службы, работников образования, нежели их самих. А владельцы частных домов находят отговорки: мол, на то, чтобы переложить печь, денег нет. Да и печника найти проблема: люди этой профессии нынче в большом дефиците. Хотя на то, чтобы прибить у топки лист жести, не складировать дрова возле печи или прятать спички от детей, средств вообще никаких не нужно. Бывает, что даже вполне законопослушные пенсионеры отказываются от извещателей, «аргументируя» свою позицию тем, что «труба дымит, и АПИ будет на нее постоянно реагировать». А лишний шум им, дескать, ни к чему — от него виски раскалываются. 

«Мы не просто ходим по домам, но и проводим в деревнях собрания-встречи, где напоминаем людям о прописных истинах — защите своего жилья от вероятности происшествий, и в первую очередь — от пожаров. В зоне особого внимания — дома, где живут дети. Сюда спасатели заглядывают постоянно, не считаясь с планами и временем», — рассказывает Врублевский. В последнее время головной болью пожарных стали еще и печальные ЧП с отопительными котлами. Хозяева вроде ответственные, дома содержат в порядке. А вот за оборудованием, как выясняется, правильно смотреть умеют не всегда, в итоге происшествия случаются едва ли не каждую неделю. «Сталкиваемся с тем, что в трубах нет циркуляции, они не утеплены или завоздушены», — любая из этих причин, отметил Вадим Врублевский, может привести к взрыву со всеми вытекающими последствиями. 

За десять месяцев года на Могилевщине произошло более шестисот пожаров. Общий ущерб составил около 30 миллиардов рублей. Все возгорания — следствие личной неосторожности, невнимательности, а то и безразличия. Спасатели очень надеются, что в списке пострадавших или погибших в огне наконец-то будет поставлена точка. Но, к сожалению, так пока не получается. И последние сводки о трагедиях на пожарах одна страшнее другой. В деревне Большая Крапивня Костюковичского района в прошлом месяце в огне сгорели 91-летняя пенсионерка и ее 53-летний сын: взорвавшиеся от пламени газовые баллоны не оставили хозяевам шанса выжить. Во время пожара недавно погиб и 46-летний сельчанин из деревни Староселье Шкловского района. За свою беспечность эти люди заплатили жизнями. Цена, согласитесь, слишком высокая.

Svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter