Какие продукты предпочитают покупать белорусы?

По бабушкиным рецептам

Более половины потенциальных покупателей готовы платить за органические продукты больше, чем за обычные
В Беларуси, пожалуй, как ни в одной стране постсоветского пространства, есть тяга к натуральным продуктам. Быть может, потому, что большинство нынешних горожан родились в селах, многие помнят времена, когда овощи и фрукты сами выращивали на дачах. Так или иначе, но по сей день на любом рынке предпочтение отдается продукту «от бабушки», с домашней грядки. Кстати, это подтверждают и данные социсследований: из тысячи опрошенных сограждан в возрасте от 18 до 60 лет из всех регионов страны более 95% выразили желание покупать органические продукты. Так что органическое сельское хозяйство, разговоры о котором в последнее время звучат все громче, у нас имеет хорошие перспективы. К тому же, согласно данным опроса, более половины потенциальных покупателей готовы платить за органические продукты больше, чем за обычные.


Впрочем, и об этом на III Международной конференции по развитию органического сельского хозяйства в Беларуси сказал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Ковхуто, предпосылки для развития органического земледелия более серьезные: «Мировые тенденции свидетельствуют о том, что традиционное сельское хозяйство сталкивается с ухудшением качества продукции, ростом себестоимости, нерациональным использованием земель и их деградацией, загрязнением почв ядохимикатами и тяжелыми металлами. В связи с этим все большее значение приобретают вопросы охраны окружающей среды. В 2015 году Правительством нашей страны утвержден Национальный план действий по предотвращению деградации земель, и развитие органического земледелия могло бы стать одним из вариантов решения проблемы». Вместе с тем, по мнению министра, традиционное сельское хозяйство было и будет у нас основным, ведущим. А вот элементы органического земледелия в перспективе станут востребованы для улучшения качества сельхозпродукции.

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун считает, что пока у нас органическое производство делает первые шаги. Тем не менее уже имеется ряд оригинальных наработок. Например, технология возделывания бахчевых культур. Более того, по словам замминистра, есть многомиллионные заказы из России на поставку органической сельхозпродукции, которые мы пока из-за отсутствия необходимой законодательной базы не можем удовлетворить. Но этот пробел, по его словам, скоро будет восполнен — поставлена задача до начала 2017 года принять закон об органическом сельхозпроизводстве. 

Но есть ли интерес к нововведению со стороны самих хозяйств? И каким будет этот переход от химии к органике? Владимир Гракун привел следующие цифры: сегодня более миллиона гектаров находится в пользовании фермеров, из 14 хозяйств различных форм собственности 6 уже производят органическую продукцию, еще 8 — планируют. «Развитие органического сельского хозяйства у нас в стране, — убежден он, — будет способствовать развитию социальной инфраструктуры, занятости, повышению качества жизни, росту агроэкотуризма». 

Все так, но насколько массовым может стать органический сельхозсектор, если даже в странах Европы он не слишком многочислен? Заведующая лабораторией органического вещества почвы Института почвоведения и агрохимии кандидат сельскохозяйственных наук Таисия Серая отсылает к мировой статистике: доля почв, занятых под органическое земледелие, составляет всего 0,7% от площади всех сельскохозяйственных угодий мира. В Греции, Великобритании, Бельгии, Испании под биологическое землепользование занято 0,2—0,5% почв, в США — 0,5%, во Франции, Чехии, Голландии, Норвегии, Дании, Германии — от 0,6 до 2,6%. Несколько больше земель, занятых под биологическое земледелие, в Италии, Финляндии, Швеции и Швейцарии (от 4,1 до 6,7%). 

Не будем забывать, что переход от обычного к биоорганическому сельскому хозяйству стоит немалых денег. Например, исследования, проведенные в Ирландии, показали: в среднем он обойдется в 357 евро на 1 га, для животноводства — в среднем 946 евро на 1 га, для растениеводства — 253 евро на 1 га. В связи с этим многие страны выделяют фермерам субсидии. В Швейцарии — один из самых высоких уровней заботы и, соответственно, субсидий: для производителей органических овощей полагается 625 евро на 1 га, в то время как в Германии — в среднем 500 евро на 1 га.

Пойдем ли мы европейским путем или найдем собственный, покажет время. Другое дело, что есть еще ряд вопросов, которые остаются открытыми. Сможем ли мы экспортировать продукцию в европейские страны или будем работать на внутренний рынок и, главное, сможем ли вырастить достойный урожай без использования химических удобрений? Ведь потенциал плодородия наших дерново-подзолистых почв, и этого не скрывают специалисты, не слишком высок. 

Хотя международные эксперты, посетившие нашу страну, в частности руководитель проекта «Техническая помощь для поддержки развития «зеленой» экономики в Беларуси» Надя Бонева, полны оптимизма. «В некоторых странах ЕС органическая сельхозпродукция составляет 30 процентов от всего объема сельскохозяйственной продукции. Эти товары можно найти в любом магазине, и на них есть спрос, — утверждает она. — Думаю, и у Беларуси все получится».

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter