Плывет паром, поет вода о чем-то рядом…

В Беларуси действует 15 паромов, и работают на них романтики

Паромщик, как в известной песне, любит наблюдать за рассветами и в одиночку переправляет с одного берега на другой 20-тонный «плот»

Профессия соединять человеческие судьбы, берег левый и берег правый всегда была в почете. Паромная переправа в Дрогичинском районе связывает с «цивилизацией» небольшую деревеньку, которую омывает Днепро-Бугский канал. В Малиновке живет 140 человек, всего тут 70 дворов.

Каждый местный житель знает в лицо четырех паромщиков, которые здесь трудятся, а те, в свою очередь, могут многое рассказать о каждом своем пассажире. Паромщик и на работу подвозит, и с работы, и на прогулку. Перед ним за день проходит множество людей со своими судьбами, характерами… Способность паромщика Александра Дудинского (на снимке) примечать тонкости взаимоотношений за одну прогулку на пароме местные уже знают.

 — За время переправы люди отношений между собой не выясняют, чаще всего едут молча, думают о чем-то своем, — рассказывает Александр Владимирович. – Однако в глаза все равно бросаются детали. Вот едет свадьба в загс. Жених гордо заносит невесту на паром. Глядишь — через пару часов идут обратно, законная жена уже пешком и хорошо, если за руку…

На паром заезжает легковушка и парень на велосипеде. На первый взгляд может показаться, что один человек не справится с многотонным плотом из железа и дерева, однако паромщик легонько подтягивает на себя трос, соединяющий берега, и мы начинаем свой путь.

— Сколько времени понадобится, чтобы перебраться через канал? – спрашиваю я.

— Минут пять-семь, в зависимости от погоды и от того, какой груз на борту, — отвечает Александр Дудинский. – Но вот когда однажды с другого берега примчалась и начала выть сиреной пожарная машина, то я, кажется, долетел к ним за пару минут.

От одного берега до другого всего сто метров, но преодолеть их можно только паромом. На нем, кстати, легко могут поместиться девять легковых автомобилей (выдержит нагрузку примерно 20 тонн). Если ехать через ближайший мост, нужно делать крюк в двадцать километров. Поэтому местные предпочитают паромную переправу.

А на другом берегу Александра уже ждут два трактора. 

— Сено ветеранам возили, — рассказали мужчины и тут же отправились помогать паромщику тянуть трос.

Управляли паромом со знанием дела. Этикет переправы: часто катаешься, умей и «ключкой» работать. «Ключка» — это деревяшка, напоминающая небольшое весло. Что примечательно, паромщики эти инструменты делают сами – из березы и металла.

Решила испытать свои силы и взялась за «ключку». Александр объяснил, что управлять паромом это все равно, что перетягивать канат, только используя деревяшку. Занесла руки вперед, зацепила крюком трос и подтянула на себя. Паром движется! И все-таки наловчиться тут нужно.

Паром слегка тряхнуло: мы причалили к берегу. А тут дожидается микроавтобус. 

 — Давай быстрей, мороженое в магазин везу — растает! – кричит паромщику водитель.

Александр без паузы на отдых гребет в обратном направлении. Хоть иногда кажется, что время в деревеньке идет медленнее, но и в провинции все тоже куда-то спешат.

— И поторапливают, бывает, даже ругаются, но моя задача в конфликты не вмешиваться и никому грубостью на грубость не отвечать, — объясняет паромщик.– А что делать? Очередь есть очередь. Исключение только для медиков, милиции, спасателей и газовой служб.

Паромная переправа всегда была местным достоянием. Сюда частенько приезжают фотографироваться заезжие и местные. Впрочем, десять лет назад людей в деревне было больше. 

— С утра только и успевал подвозить людей на работу: человек по 15 сразу ехало, — вспоминает Александр. — Теперь по 2—3 человека переправляю.

Работа прекращается только тогда, когда начинается гроза или объявляют штормовое предупреждение. А так – и в дождь, и в + 34о паромщик трудится в поте лица, соединяя берега. Зато как только канал покрывает ледяная корка, паром перестает работать. Вместо него на воду спускают баржу и пару примостков.

В дорожной организации не существует должности паромщик. Так что во всех официальных документах Александр Дудинский записан береговым матросом. Но для местных жителей он все равно представитель романтической профессии, который соединяет берега и людские судьбы.

Паромщик, который повстречался мне, вовсе не седой, как поется в песне Пугачевой, а молодой и энергичный, и он совсем не одинок. У него есть жена Елена, с которой он познакомился в соседней деревне, тогда девушка приехала погостить из Украины. До границы тут рукой подать, от самой паромной переправы всего 18 километров. Сейчас у супругов трое детей: старшему Виктору 11 лет, дочке Надежде – 7, а младшему Павлу всего четыре месяца.

Песню Пугачевой Александр помнит почти наизусть, но больше ему по душе репертуар Киркорова.

Паромщик любит наблюдать за рассветами и закатами, ему нравится, как из утреннего тумана выплывает теплоход, и он сам уверен в том, что, несмотря на, казалось бы, однообразный маршрут, профессия его полна романтики. 

— У меня действительно иногда возникает ощущение того, что я каким-то образом причастен к тому, как складываются человеческие судьбы, — рассуждает Александр. – И если я однажды помог кому-нибудь встретить свое счастье, для меня это главная награда моей 11-летней службы.

-----------------------------------

Цифра

Всего в Беларуси 15 паромов. Больше всего их в Брестской области — 9. Еще четыре — в Гомельской области и два — в Витебской.

-----------------------------------

Фото: Анна ТОЛКАЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter