Плоть к плоти

Белорусские врачи планируют освоить пересадку сердца ребенку

Белорусские врачи внедряют методики по трансплантации комплексов «сердце—почки», «сердце—легкие» и пересадке сердца ребенку

Трансплантология в нашей стране идет вперед семимильными шагами. Специалисты осваивают новые направления, совершенствуют способы операций. К примеру, вскоре тот, кто решился стать донором для близкого человека, получит возможность быстрее восстанавливаться после хирургического вмешательства. К осени, а точнее, в октябре специалисты начнут проводить операции по забору донорской почки при помощи новой, лапароскопической, методики. Организму донора пережить эту достаточно травматичную процедуру станет намного легче.

— Пока при каждой родственной трансплантации для забора органа у донора мы делаем разрез до 10—15 сантиметров, — рассказывает «Р» Олег Калачик, главный внештатный специа­лист Министерства здравоохранения Беларуси по нефрологии и почечно-заместительной терапии. — Применение лапароскопа значительно упростит эту операцию, сделает ее менее травматичной, ведь операция будет проведена через 4—5 отдельных прокола брюшной стенки. Диаметр каждого прокола не превысит 2 сантиметров. Мировая практика показывает, что после такого вмешательства пациента выписывают из больницы уже на вторые—третьи сутки. При обычной методике — через 10—14 дней. Через неделю доноры почки уже смогут вернуться к труду. Применение такого метода станет возможным только благодаря открывшемуся Республиканскому центру трансплантации органов и тканей, оснащенному всем необходимым оборудованием.

По словам Олега Калачика, сегодня нефрологи совместно с кардиохирургами рассматривают возможность одномоментной пересадки сердца и почки. В настоящее время один пациент, которому, вероятно, нужна такая трансплантация, направлен на обследование в РНПЦ «Кардиология». Вдобавок к серьезным проблемам с сердцем у этого мужчины терминальная стадия хронической почечной недостаточности, двусторонний нефро­склероз. А функцию его почек уже давно выполняет метод амбулаторного перитониального диализа.

— Конечно, такие комплексные трансплантации непросты, — говорит Олег Калачик. — И с точки зрения техники исполнения, и в связи с непредсказуемостью реакции организма в послеоперационный период. Но если они в итоге могут спасти жизнь или хотя бы продлить ее, всякие сомнения отпадают.

По словам кардиохирургов, кроме одновременной пересадки сердца и почки, в Беларуси планируется освоить трансплантацию комплексов «сердце—легкие», «сердце—печень» и пересадку сердца ребенку.

— Людей в нашей стране, которым необходима пересадка комплекса «сердце—легкие», не так уж и много — приблизительно 25—30 человек, — говорит Александр Мрочек, директор РНПЦ «Кардиология». — Такая операция вдвое сложнее по объему, чем пересадка одного сердца, а технологически и того больше. Ведь нужно обеспечить кровоснабжение сердца и легких, легким нужен контакт с трахеей, затрагивается много органов: пищевод, жизненно важные нервы.

По словам Александра Мрочека, высокие технологии не решают проблемы смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. По его словам, ее уменьшения можно добиться путем профилактики, мотивации у населения ведения здорового образа жизни. Сегодня сердечно-сосудистые заболевания составляют 54 процента в общей структуре смертности.

Кстати

С начала этого года сделано 52 операции по трансплантации почки, что сопоставимо с количеством пересадок за полугодие 2009 года. С момента начала программы трансплантации почки детям в апреле прошлого года проведено 10 таких операций.

В 2009 году в Беларуси проведено 10 пересадок сердца, в первой половине этого года — столько же. Через пару лет белорусские кардиохирурги планируют выйти на 25 операций по трансплантации сердца и комплексных пересадок органов в год.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter