Разговор с председателем Белорусской федерации бокса Дмитрием Тихомоловым

Плохому боксеру ноги мешают

На ринге затишье. Позади — один из самых насыщенных и неоднозначных сезонов...

На ринге затишье. Позади — один из самых насыщенных и неоднозначных сезонов. Впереди — вопросы, от правильного ответа на которые напрямую зависит роль, которую белорусские бойцы будут играть в олимпийском Рио. Но наш разговор с председателем Белорусской федерации бокса Дмитрием Тихомоловым мы начали со смешанных единоборств. За недавним поединком своего друга — экс–чемпиона мира Андрея Орловского — Дмитрий Павлович наблюдал из первого ряда и наверняка в полной мере смог ощутить царившую под крышей «Минск–Арены» атмосферу. Сравнение явно не в пользу чемпионата Европы по боксу, который белорусская столица принимала на полгода раньше.


— Популярность — достаточно субъективный показатель. Зрители ведь приходят даже не на бой — они приходят на имена. Появись в «Минск–Арене» Кличко — был бы аншлаг вне зависимости от того, кто стал бы соперником украинца и что вообще происходило бы в ринге. Условный Юра Романов или тем более Сергей Ляхович тоже могли бы собрать трибуны, но сегодня в белорусском боксе имен не очень много. К тому же считается, что ММА более гладиаторский вид спорта. Бокс по сути своей куда жестче и зрелищнее, но в прежние годы увидеть это мешали шлемы, укравшие из поединков всю остроту и эмоции.


— Минувший чемпионат мира в Алматы стал первым турниром, на котором боксеры–любители выступали без масок. Бокс стал зрелищнее?


— Самое интересное, что после окончания турнира и боксеры, и тренеры признали, что они оказались не готовы к новому формату поединков. Вроде все знали заранее, готовились, но без шлема в ринге все равно чувствовали себя непривычно, все пришлось перестраивать. Раньше бои как проходили: сошлись парни, лбами столкнулись и пытаются друг друга достать в ближнем бою, пока рефери не растащит. Сегодня головой вперед, как раньше, не полезешь. Ею приходится думать и думать быстро. Иначе может быть больно. Да и рассечение с прежней тактикой можно легко заработать. На чемпионате мира, к слову, несколько человек уже завершили бои досрочно, да и вообще многие результаты оказались неожиданными.


— Выступление белорусских бойцов также сложно назвать успешным...


— Да, задачу мы не выполнили: планировали медали. Но наша проблема не в шлемах. При подготовке к чемпионату мы специально подключили к работе так называемого зального тренера. Специалиста, который вырабатывает и проводит специальные упражнения. Оказалось, что слабое место всех наших бойцов без исключения — ноги. Передвижение по рингу — это 50 процентов победы. А белорусы стоят. Устойчиво, прочно. Но побеждают сегодня те, кто может порхать по рингу: быстро подойти, вовремя отойти, сманеврировать... Нашим ребятам ноги, кажется, только мешают.


Результаты чемпионата мира заставили руководство белорусского бокса кардинальным образом пересмотреть план подготовки. Чтобы подтвердить свои слова, Дмитрий Павлович роется в стопке бумаг на столе, извлекая план будущих сборов. В программе тренировок значатся лыжи, бег, бассейн... Судя по всему, ребят ждет непростая зима. Поставить бойцов на лыжи раньше, например, не приходило в голову ни одному из тренеров, подстраиваться под новые нагрузки придется и молодежи, и ветеранам. Но вариантов нет: те, кто по старинке пробует просто «рубиться», сегодня могут выиграть бой–два, но потом все равно уступают. В нынешних условиях для победы нужно проводить поединки в игровой манере, но с жесткими ударами. Обыграть, обмануть соперника, чтобы найти момент для точной атаки. По словам Тихомолова, именно новая концепция и отсутствие видимого прогресса в результатах боксеров стали причинами того, что к очередному сезону сборная Беларуси будет готовиться под руководством нового главного тренера.


— Владимир Шин уехал домой. Причина расставания проста: план он не выполнил. Что касается замены, то у нас есть несколько кандидатов: и местных, и иностранных. Скорее всего, соберем совместный тренерский штаб и в самое ближайшее время решим, кому доверить команду. Которая, к слову, также обновится. Некоторые из тех парней, которые сегодня находятся в сборной, на мой взгляд, незаслуженно занимают место более достойных кандидатов, которым нужно дать шанс.


— В прежние годы с командой работали как белорусские, так и иностранные специалисты. Как считаете, чей подход был более эффективным?


— Вопрос тут стоит немного иначе. В Беларуси есть достаточно грамотные тренеры. Можно пригласить хорошего специалиста из–за границы. Но мы все равно будем вариться в собственном соку. У нас ведь сегодня все спарринги проходят с бойцами из Польши, Чехии и Литвы. Тренерам это, конечно, удобно, но на этих турнирах уже все друг друга давно знают: эффект таких встреч невысок. Теперь же мы будем организовывать спарринги с теми командами, которые будут с нами не боксировать, а бить, причем жестоко.


— Это какие?


— Кубинцы, например. Хорошие бойцы есть в Марокко. Казахи, французы, тунисцы... Поверьте, обычная отработка «левый сбоку, правый в голову» там может закончиться тем, что тебя просто уложат на пол. Придется драться всерьез. И когда на каждую тренировку парни будут выходить, как на бой, тогда и на чемпионатах мира мы будем фаворитами.


Есть в этой схеме и нюанс. В последнее время все большее число спортсменов работе в составе национальной сборной предпочитают практику в клубах Всемирной серии бокса. Объясняют это просто: возможность заработать не только деньги, но и олимпийскую лицензию, которых среди бойцов WSB разыгрывается куда больше, чем на квалификационном чемпионате мира. В минувшем сезоне покорять клубный бокс отправились сразу несколько белорусов. Хорошо? По мнению Тихомолова, выгоды от участия ребят во Всемирной серии бокса не столь однозначны, как может показаться с первого взгляда, а решение проблемы руководитель федерации видит в создании белорусского клуба.


— Я понимаю мотивацию уезжающих ребят: все хотят зарабатывать деньги, а переход на профессиональный ринг отнюдь не гарантирует сверхдоходов. Но я бы на их месте не рассчитывал на лицензии. Да, в серии разыгрывается 56 олимпийских вакансий. Но когда встанет вопрос об их распределении, руководители клубов наверняка сделают так, чтобы пропуска на Игры достались местным спортсменам. Иностранцы же (и это говорят уже в открытую) нужны лишь как спарринг–партнеры. Выход один — создавать свой, белорусский клуб, и сегодня мы всерьез обсуждаем такую возможность. Это недешевое дело: один только вступительный взнос для участия в WSB — около 300 тысяч евро. Но это, с одной стороны, избавит нас от постоянной проблемы с выцарапыванием лицензий на чемпионате мира, а с другой — даст основу для более качественной подготовки. Сейчас мы обсуждаем проект с НОК, Минспорта и в Совете Министров. Принципиально вопрос решаем, но заниматься им нужно на самом высоком уровне. Совсем недавно, например, свой клуб для участия в трековых соревнованиях создали велосипедисты.


— Предполагается, что это будет чисто белорусский клуб или же возможно приглашение легионеров?


— Конечно, будем приглашать. Повторюсь: это — спарринг, которого нам так не хватает. Сегодня Вазген Сафарьянц, Леонид Чернобаев и Сергей Корнеев отлично тянут на себе азербайджанцев, украинцев и даже мексиканцев. Почти бесплатно. Ежемесячная зарплата в клубах WSB порядка полутора тысяч долларов плюс премии. В среднем за сезон боец клуба проводит три боя: выиграл поединок — две тысячи, проиграл — 500 долларов. Такие деньги, уверен, мы сможем обеспечить и здесь. Но при этом сможем пригласить несколько ребят, условно с Кубы, и с их помощью подтягивать уже наших лидеров.


— Где будет базироваться клуб?


— Пока на этот вопрос я ответить не могу. Но зато принято решение о том, что на нашей традиционной базе в Стайках должны тренироваться в основном юноши. Основная команда будет постоянно ездить. Так, как ездят казахи, грузины, французы... Собрались — и поехали в турне.


— Объяснить в министерстве целесообразность такого подхода, полагаю, будет непросто...


— В Беларуси мы также планируем провести несколько сборов и турниров. Но вопрос ведь в чем. Сегодня у нас в категории 49 килограммов три боксера, которые даже не выступали на чемпионате Беларуси. Один заболел, второй снялся. В результате Сергей Лобан автоматически стал чемпионом, но что он с такой конкуренцией сможет показать на европейском уровне? Чтобы решать эту проблему, нужно или приглашать хороших спарринг–партнеров сюда, или ехать куда–то самим. Учитывая, что будущая Олимпиада будет проходить в Рио–де–Жанейро, хорошим вариантом была бы Куба. Дешевая страна с огромным количеством сильных боксеров, у которых, поверьте, нам есть чему поучиться. Возможны и другие варианты, но главное — нам нужно как можно скорее вмешаться в драку за будущую Олимпиаду. Иначе все опять поделят без нас.


Советская Белоруссия №234 (24371). Четверг, 12 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter