Плавные колебания авторынка

Удивительные тенденции наблюдают нынче автолюбители: в Минске открылся центр по продаже машин премиум-класса «Ленд Ровер» и «Ренж Ровер»...

Удивительные тенденции наблюдают нынче автолюбители: в Минске открылся центр по продаже машин премиум-класса «Ленд Ровер» и «Ренж Ровер». Эти автомобили стоят по 120 — 150 тысяч долларов. Вскоре к этой гламурной компании присоединится столь же недешевый «Ягуар». При этом владельцы фирмы говорят, что намерены в нынешнем году раза в полтора увеличить объем продаж.


Я не пытаюсь считать деньги в чужом кошельке. Если честно заработаны — покупайте на здоровье. Но ясно, что «арабских шейхов» в Беларуси немного. А на что рассчитывать остальным? Этим вопросом я задаюсь, пытаясь в результатах работы автомобильного рынка нащупать более–менее долговременные тенденции.


То, что Беларусь — продвинутая в автомобильном смысле, понимаешь, посетив другие страны СНГ. На фоне любой их столицы за исключением, пожалуй, Москвы да Киева Минск по ассортименту иномарок и их новизне выглядит достаточно впечатляюще. Иногда я смотрю из окна на оживленную городскую улицу и ловлю себя на мысли, что в плотном автомобильном потоке практически нет продукции российского АвтоВАЗа, в то время как у соседей ржавые «Жигули» еще в полном ходу. В провинции разница не столь заметна, но также ощутима.


Некоторые, однако, с пессимизмом предрекают, что ситуация может измениться. Мол, времена автомобильного благоденствия, когда у нас были льготные пошлины на ввоз иномарок и отсутствовал НДС при продаже новых автомобилей, уже в прошлом. В результате ввоз «бэушек» стал экономически невыгоден и стремится к нулю, а цены на новые машины мало чем отличаются от российских. И у неискушенного автомобилиста зачастую возникает болезненный вопрос: что делать, если его уже немолодой стальной «конь» отправится во «Вторчермет»? Искать по объявлениям и рынкам менее поношенную иномарку или покупать новый автомобиль? На что можно рассчитывать в том и другом случае и сколько это будет стоить? Попробуем разобраться.


Сначала посмотрим на вторичный рынок, где в прежние годы покупали машины большинство из нас. Недавно я прогулялся по минским автохаусам и заметил: предложений по–прежнему достаточно, но цена 3 — 5–летней иномарки средних достоинств возросла до 12 — 15 тысяч долларов, а то и евро. Что и понятно. Хотя в преддверии повышения пошлин в Беларусь в прошлом году ввезли в разы больше техники, чем в 2010–м, продавцы ориентируются уже на новый порядок уплаты пошлин. Тем более что россияне и жители Казахстана не возражают. По данным таможни, в прошлом году Беларусь экспортировала туда легковых автомобилей на миллиард долларов, тогда как ввезла на два с лишним.


Что интересно, следом за относительно свежими иномарками подорожали даже видавшие виды экземпляры, эксплуатировавшиеся в Беларуси 10 — 12 лет. Но это уже из области базарной психологии, когда на опадающей волне ажиотажа пытаются задорого продать откровенный хлам. В действительности еще можно найти реально приемлемый вариант. На рынке в Ждановичах меня привлекла алая «Вольво V70» 2001 года в приличном состоянии менее чем за 6 тысяч у.е. Почти как в золотые времена! Из этого вывод: тем, кто намерен приобрести относительно недорогую иномарку, есть на что рассчитывать. Однако эта возможность будет уменьшаться по мере износа автомобильного парка и может еще более сократиться со следующего года, когда отпадут последние ограничения на вывоз белорусских авто в другие страны Таможенного союза. Там авто старше 10 лет по–прежнему несколько дороже.


Но всегда заманчиво пересесть на новый автомобиль. И зачастую никакие колебания доллара этому естественному желанию не помеха. В прошлом году, несмотря на валютные пертурбации, белорусские граждане приобрели примерно на треть больше новых машин, чем в 2010–м, — около 16.500 штук. В том числе 9,5 тысячи — у официальных дилеров. Правда, здесь надо сделать поправку на россиян. Они купили 2.700 новых автомобилей, поскольку тогда в Беларуси еще действовала скидка на НДС и машины были на несколько тысяч долларов дешевле.


— Но и рост спроса среди белорусских покупателей очевиден, — считает эксперт Илья Прохоров. — Каков прогноз на нынешний год? Выравнивание с Россией условий ввоза и продажи иномарок способствует повороту предпочтений в сторону новых машин. При этом уровень цен в Беларуси и России будет примерно одинаков. Возрастут продажи иномарок российской сборки. Мы ожидаем оживление рынка новых машин во втором квартале и рост во втором полугодии — до 25 процентов к уровню 2011 года.


Уже в прошлом году в Беларуси одним из лидеров стал собранный в Калуге «Фольксваген–Поло» седан. На ура идут и КИА российской сборки. Купили бы и больше, да заводы–изготовители не успевают удовлетворять заявки. Продажи новых иномарок в России увеличились в прошлом году в 1,5 раза, причем местной сборки — еще больше. А вот спрос на отечественную продукцию, а это в основном АвтоВАЗ, пошел на спад.


Дилеры убеждают: белорусы способны покупать новых автомобилей значительно больше. И приводят в доказательство сравнение с Украиной, где номинально средняя зарплата при переводе в доллары ниже, чем в нашей стране. Тем не менее там в прошлом году продано 180 тысяч новых машин и ожидается дальнейший рост. В пересчете на миллион жителей это раз в 5 больше, чем у нас.


Похоже, соседи уже поняли, что покупать дешевые, то есть сильно подержанные автомобили себе дороже. Спрашивается, а мы чем хуже? Однако где сразу взять 10 — 15 тысяч долларов на бюджетный автомобиль? Украинцы и россияне покупают в основном в кредит. У нас автокредитование из–за высоких ставок недавно вообще замерло. Однако этот бизнес слишком выгоден банкам, чтобы от него отказываться. Да и ситуация на валютном рынке стабилизировалась, инфляция постепенно сокращается. Потому приемлемые варианты под 25 — 27 процентов годовых, а то и ниже уже появляются. А кроме того, не только эксперты, но и некоторые руководители Правительства считают, что средняя зарплата вновь поднимется до 500 долларов.


Так что перспектива окупить новенькую иномарку за 3 — 4 года выглядит достаточно оптимистично. Когда–то, чтобы приобрести по разнарядке советские «Жигули», мне пришлось копить значительно дольше. Но радости от специфически пахнущего авто из салона не было предела. Скажете, тогда я был на энное количество лет моложе? Думаю, дело не только в этом. С завистью поглядываю на некоторых своих знакомых, год с небольшим назад рискнувших купить в кредит новенький «Форд» за 40 с хвостиком миллионов рублей. Сейчас они на коне — в прямом и переносном смысле. Так что главное — поставить перед собой цель. А средства найдутся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter