За год система BelToll вошла в рабочую колею

Плати — и попутного ветра

О системе BelToll

Еще 256 километров магистралей нашей страны в начале месяца стали платными. Рамки BelToll и транспортная инспекция теперь неустанно следят за автомобилистами–«зайцами», пытающимися проехать и не заплатить, и на участках дорог от Щучина до Гродно, от Минска до Дзержинска, с одной стороны, и до литовской границы, с другой, от Марьиной Горки до Бобруйска. Впрочем, эта новость особого резонанса среди перевозчиков и предприятий, кажется, и не вызвала. Большинство фактически просто приняли информацию к сведению. Ведь электронная система сбора оплаты за проезд функционирует у нас уже год. Достаточное время для потребителя, чтобы изучить механизм работы, опыт других на практике. А для обслуживающих организаций — чтобы отладить все технические шероховатости.

 

А помните, с чего все начиналось? С суеты. Запуск системы поначалу отложили на месяц. Слишком мало людей позаботилось о регистрации в системе и об установке бортовых устройств заранее. Слишком много было понадеявшихся на пресловутое авось и дождавшихся, пока клюнет петух. Впрочем, уверен, на какой бы срок ни назначили запуск проекта, сколько времени бы ни дали на подготовку, картина была бы одинаковая: за день–два до обозначенной даты у пунктов обслуживания собрались бы очереди. Самих перевозчиков, пожалуй, понять можно. Таков уж наш менталитет: тянем до последнего, чтобы затем бежать сломя голову. Клясть перевозчиков за нерасторопность операторов, наверное, тоже было бы некорректно. Навыки работы — и меня в этом никто не переубедит — постигаются не в учении — в бою.

 

Весь год оператор и пользователи друг к другу присматривались. Чтобы система BelToll заработала в дежурном режиме, менять нужно было прежде всего сознание. Попытки взять плату за проезд по дорогам, которые еще вчера были бесплатными, воспринимали в штыки. Найдем не самый удобный объезд — но ни копейки не потратим. Тем более у каждого сегмента такой автомагистрали, согласно нормативным документам, должна быть бесплатная альтернатива. Только это не значит, что дешевле выйдет. Крюки порой оказывались настолько извилистыми и длинными, что порой легче было внести оплату за проезд под «рамками», нежели тратиться на топливо.

 

Этот год мы учились. Оператор сглаживал технические сбои, выслушивал жалобы, скрупулезно объяснял свою точку зрения. Ведь дороги вмиг стали платными не только для коммерческих предприятий и крупных, приносящих доход в казну фабрик и заводов, но и для школьных автобусов, пассажирских перевозчиков, даже для дорожной техники, обслуживающей эти самые магистрали. «Освободите нас от платы! Мы в неравных условиях с соседними районами», — взывали пользователи. «Учитесь формировать свой бюджет», — терпеливо отвечали транспортники и финансисты. И предлагали, скажем, чиновникам от образования внести реальные затраты при целевом использовании школьных автобусов за текущий год в проект бюджета на следующий, чтобы затем получить на то соответствующие фонды. Кто–то опять дотянул до последнего? Уж извините... А что касается неравных условий — они были таковыми всегда. Один район компактный, другой — растянутый. Один близко к областному центру, второй — далеко. Один расположен вдоль платной магистрали, у другого плечи подвоза достигают десятка километров...

 

Год прошел — наступила стабильность. Число нарушений снизилось едва ли не в 10 раз. Деньги в бюджет страны текут исправно. Только за первое полугодие, по данным Минфина, казна пополнилась более 200 миллиардами рублей. Количество установленных бортовых устройств значительно возросло — с 49 тысяч на 1 августа 2013–го до 185 тысяч год спустя. Число открытых пунктов сбора оплаты и пунктов обслуживания — тоже. Впрочем, транспортным ведомствам до сих пор задают резонные вопросы. Вот, например. Мне на рабочий номер часто позванивает один из перевозчиков. Не понимает: за что он должен платить? Дорожное полотно идеально далеко не везде. Требует латания, причем не только косметического. Объектов придорожного сервиса могло быть и больше. Скоростные ограничения могли быть и выше. Ему есть с чем сравнивать: перевозчик много поездил по платным западноевропейским автобанам. А у меня перед глазами возникла другая платная дорога — российская — с канавами да ямами... Так, может, все познается в ином сравнении?

 

deu@sb.by

 

Советская Белоруссия №153 (24534). Четверг, 14 Августа 2014. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter