Чего ожидать от единой платформы для "Электронной школы"

Платформа для ученика и учителя

Электронные дневники, журналы, интерактивные доски и прочие современные примочки с каждым учебным годом увереннее входят в школьную жизнь. Поэтому и вызвало неподдельный интерес заявление министра образования Игоря Карпенко, мол, планируют у нас создать единую программную платформу для проекта «Электронная школа». Сервис, говорят, будет масштабный и учтет пожелания директоров, учителей и классных руководителей, а отвечать за координацию единой площадки вроде как предстоит Главному информационно–аналитическому центру Минобразования.

Что и говорить, уже есть понимание: без технологий учебный процесс для современного поколения школьников — процедура монотонная и непривлекательная. Сегодня мало просто прочитать многостраничный параграф. Ученик ждет от иллюстраций к темам по химии или физике, что те оживут на экране смартфона, а в электронных дневниках вместо классических записей все чаще будут появляться интерактивные задания. Уже не кажутся фантастикой и роботы в учебных классах: вот и БГПУ имени М.Танка не случайно с нового учебного года обещает запустить курс «Образовательная робототехника». А совсем недавно здесь заработал ресурсный центр робототехники, где планируют не только будущих учителей обучать, но и с любознательными школярами творческие уроки по математике, физике, информатике проводить. Но главное, клятвенно обещают разработчики, многочисленные новации призваны облегчить и труд учителя, избавить его наконец от неудобоваримой груды бумаг.

Что же изменит анонсированная единая платформа? Кроме привычных уже школам онлайн–функций и увеличения возможностей в их использовании такая система будет отслеживать динамику успеваемости. Причем сравнивать учеников планируют не только в конкретных учебных заведениях, но и в масштабах микрорайона, области и даже страны. Эта платформа, объяснял на недавней образовательной выставке Игорь Карпенко, поможет увидеть еще и то, как идет освоение учебной программы в соответствии с календарным планированием, как проходит промежуточная аттестация по четвертям.

И все же пока это планы. В реальности технологии в школы приходят куда медленнее, чем хотелось бы. А педагоги, особенно в глубинке, по–прежнему продолжают иронизировать, что сегодня учеников XXI века обучают учителя XX века в кабинетах века XIX. Может, и утрируют, но проблем с внедрением действительно хватает. Директор Главного информационно–аналитического центра Павел Лис обращает внимание на консерватизм системы. Вроде как для классического образования это и неплохо, но есть здесь подводные камни — излишняя настороженность к технологиям. На практике это выглядит так: пока утвердили техническую новинку, она уже ушла в историю. Тут впору вспомнить показательный эпизод из прошлого, которым с юмором делятся наши ученые–физики. Однажды им поручили срочно разработать пластик для карточек, которые использовались в таксофонах. Пока решали задачу, аппараты с улиц исчезли. Для образования можно провести параллель со шлемами виртуальной реальности: модель, которая еще года три назад стоила серьезных денег, сегодня получила нелицеприятный ярлык «вчерашнего дня» и доступна всем желающим, ведь цена упала больше чем в 10 раз. А что школы? Они до сих пор могут лишь мечтать о таком помощнике в образовательном процессе...

Другое дело, что излишняя осторожность возникает не на пустом месте. Среди причин — чрезмерная зарегулированность. Чтобы в наше образование внедрить очередные технологии, те, перечисляют эксперты, должны попасть в инструкции, пройти апробацию и ряд проверок–оценок–экспертиз... Словом, путь небыстрый. Да и далеко не все партнеры, с которыми сотрудничает система образования, готовы понимать: работа со школами — это история не про прибыль и бизнес, она про развитие. Хотя шаг вперед сделан: все больше крупных компаний приходят к выводу, что тут нужно делать скидки, создавать особые условия. И хорошей новостью кажется недавнее соглашение о взаимодействии социально ответственных компаний, к которому присоединились более 30 участников.

pasiyak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter