Плата за страх

Два года назад - в июле 1999 года - в республике впервые было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Два года назад - в июле 1999 года - в республике впервые было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Общепринятый в развитых странах, такой вид услуг для большинства из нас был в диковинку. Несмотря на всю проводимую разъяснительную и пропагандистскую работу, вопросов и критики было более чем достаточно. Прошло время. С одной стороны, два года - срок небольшой, с другой - уже можно подвести кое-какие итоги и задуматься над перспективами. Именно об этом и состоялся разговор корреспондента "СБ" с генеральным директором Белорусского бюро по транспортному страхованию Петром Кучериным.

- Редкое новое начинание, - рассказывает Петр Михайлович, - удается сразу осуществить без сучка и задоринки. А тут речь шла о проекте, затрагивающем абсолютно всех без исключения автовладельцев республики. Естественно, что определенные проблемы и трудности были. Впрочем, решение старых и возникновение новых вопросов - нормальная работа в современных динамично меняющихся условиях.

Наиболее сложным оказался первый год деятельности. Был даже период, когда несбалансированные суммы взносов и огромные выплаты по страховым случаям чуть не поставили на грань краха страховые компании. Пересмотренная затем политика размеров взносов и принятая система скидок и надбавок позволили в дальнейшем финансово стабилизировать этот рынок услуг. И сегодня все девять страховых компаний, имеющих лицензии на осуществление этой деятельности, работают надежно и уверенно. Все выплаты осуществляются в основном в срок и без задержек. Причем сейчас в целях повышения страховой защиты потерпевших в ДТП в правительство внесено предложение об увеличении размеров лимита ответственности с 3.000 евро до 5.000.

В то же время некоторые вопросы продолжают оставаться открытыми. Мы понимаем, что низкая платежеспособность части населения, особенно пенсионеров, заставляет их серьезно задуматься над сроками страхования из-за размеров взносов. Но необходимо отдавать себе отчет, что если тот же самый пенсионер, по большей части эксплуатирующий недорогие "Жигули", вдруг станет виновником аварии и разобьет дорогую иномарку, то ему потребуются большие средства для возмещения ущерба. А обязательное страхование решает эту проблему и избавляет его от этих неприятностей.

Немало конфликтных ситуаций связано с фактами либо отсутствия страхового полиса, либо неуказанием в нем лиц, имеющих право управлять машиной. Для наглядности приведу такие цифры: во втором полугодии 1999 года бюро выплатило за 362 виновников аварий. В 2000 году - за 854, и за первое полугодие этого года - уже за 549. Это означает, что к этим виновникам ДТП предъявляются регрессные иски, и они возместят ущерб за свой счет. Следует помнить, что, согласно законодательству, необходимо, чтобы владелец либо тот, кто управляет по доверенности, были поименно вписаны в страховой полис. Контроль за этим возложен внутри республики на органы ГАИ. Инспектор ГАИ вправе проверить не просто наличие страхового полиса, но и сверить фамилию водителя с заявленными в бумагах. То есть сейчас надлежаще оформленный полис - обязательное условие для движения любого автотранспортного средства по дорогам страны.

Иногда возникают ситуации, когда виновники ДТП, даже имеющие страховые полисы, вынуждены возмещать ущерб за свой счет. В первую очередь это касается пьяных за рулем. Езда в состоянии алкогольного опьянения и последующее в результате этого ДТП влечет за собой предъявление регрессного иска к виновнику. Под эту же категорию подпадают любители ездить без водительского удостоверения, покинувшие место ДТП и некоторые другие. Но здесь следует заметить, что пострадавшему от вышеперечисленных граждан, если у него страховые документы в порядке, все выплаты производятся как положено.

Бывает, что пострадавшие в аварии, пройдя оценочную экспертизу, не согласны с ее результатами. Сегодня действует такой порядок, что в каждой страховой компании есть свои оценщики. Они руководствуются ценами из каталога и средними расценками на работу по республике. Если клиент считает, что стоимость занижена, он может потребовать повторной комиссионной оценки. В этом случае оценку производит не один, а несколько человек. Причем клиент может пригласить в состав комиссии, скажем так, своего оценщика. Единственное предъявляемое к нему условие - он должен иметь лицензию на этот вид деятельности и быть аттестованным в бюро. В принципе, допустимые расхождения в оценке не должны превышать 10 процентов.

Однако, и это уже есть в некоторых страховых компаниях в виде эксперимента, вопрос оценки вообще не стоит перед клиентом. Страховая компания заключает договоры с автомастерскими и все расчеты производятся между ними, минуя пострадавшего. А клиент только забирает свою машину из мастерской и решает, устраивает его проведенный ремонт или нет. Однако и здесь есть свои нюансы. Автомастерской выгодно завысить цены, в то время как страховая компания заинтересована в обратном. Поэтому в перспективе вполне возможно, что страховые компании будут иметь свои ремонтные базы и тогда никаких проблем с оценкой вообще не будет.

Что же касается перспектив, то, как говорится, нет предела совершенству. Еще в начале нашей деятельности мы предлагали, скажем, такой вариант: устанавливать размер страхового взноса при наличии у владельцев до 5 автомобилей одного класса исходя из наибольшего взноса за одну из машин. Однако законодатели выбрали иной путь. Сейчас владельцу необходимо получать страховой полис на каждый автомобиль. Наверное, это не совсем правильно. Этот вопрос если не сейчас, то вскоре все равно надо будет решать. Думаю, что наша система страхования будет постоянно совершенствоваться, и мы будем делать все, чтобы изменения были направлены только на улучшение условий обслуживания клиентов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter