Плата за страх

Когда в автошколах введут курс психологической подготовки кандидатов в водители?

Когда в автошколах введут курс психологической подготовки кандидатов в водители?


Первые километры в статусе водителя даются новичкам ой как непросто. Ладони вдруг становятся мокрыми, руль не слушается, указатели поворотов не включаются. Зато перед глазами расплывается разметка, мельтешат стоп–сигналы едущих впереди машин, цвета светофора собираются в пучок. А в голове вертится трусливая мысль: «Только бы не заглохнуть на перекрестке!» Знакомая ситуация? Многие новоиспеченные водители подтвердят: первый самостоятельный день за рулем, когда ты один на один с баранкой и рядом нет инструктора из автошколы, — вот что страшит практически каждого «чайника». Есть даже такое понятие «эффект пустого кресла». Увы, успешно преодолеть психологический барьер удается далеко не всем. Но почему водительские права даже у отличников автошкол надолго, если не навсегда, остаются в столе?


Вряд ли можно все списать на банальную трусость или страх. Проблема гораздо глубже. На дороге то и дело возникают экстремальные ситуации, новичку особенно сложно прижиться в этой агрессивной среде, стать своим. Тем более если раньше никто не вселил уверенности и не объяснил, как комфортно, без лишнего напряжения управлять автомобилем. Казалось бы, подготовить к дорожным будням курсантов должны инструктора по вождению, но кто из этих суровых и умудренных шоферским опытом дядек тонкий психолог?


Вот зычно гаркнуть на очередном практическом занятии, когда курсант более–менее научился трогаться, переключать передачи и крутить руль: «Ну что тут думать, сел и поехал!» — на это они, конечно, горазды. Чем–то напоминает деревенский метод обучения плаванию — бросить мальца в реку и пусть барахтается. Авось научится! Нет, конечно, в последний момент захлебывающегося ученика вытянут, то есть на дополнительную педаль тормоза нажмут, но урок многие так и не усвоят. А у новичка появятся страх и неуверенность в своих силах.


Когда кандидат в водители таким образом «подготовлен», начинается рутина: отработка стандартных упражнений на площадке — эстакада, «тещин дворик», диагональная парковка... Ну а потом по знакомому городскому маршруту. Типичная ситуация?


Крепче за баранку держись, стажер!


Да, главная проблема давно всем хорошо известна: в большинстве автошкол по–прежнему банально натаскивают на сдачу экзаменов в ГАИ, а не учат водить в реальных условиях. Выходит, любая нестандартная ситуация может поставить курсанта на экзамене в тупик. Но это только полбеды. После получения водительской «корочки» начинается самообразование с неминуемыми ошибками и ежеминутным чертыханьем за рулем. Немало сил тратится на борьбу с неправильно выработавшимися в автошколе рефлексами. Многие аварии, виновниками которых были водители с небольшим стажем, — производное таких комплексов.


Положение нужно исправлять. И начинать необходимо с самого начала, то есть с методик автошкол. Мало зубрить ПДД и без конца твердить, что автомобиль — средство повышенной опасности. Эту аксиому все уже выучили наизусть, а вот доказательства... Кто–нибудь говорит курсантам, например, что для пешехода попасть под колеса автомобиля, движущегося со скоростью 60 километров в час, равносильно падению с крыши семиэтажного дома?


Помочь понять правила должны убедительная аргументация и определенные нюансы, о которых иные инструктора по вождению говорить забывают или не считают нужным (а может, и вовсе не знают?). Вот как, например, развивать реакцию и правильно распределять внимание во время движения? Скажете, мелочи? Психологи с вами не согласятся: чувство спокойствия и уверенности является едва ли не определяющим фактором в критической, читай, аварийной ситуации. Об этих важных деталях почему–то умалчивают. Оно и понятно: учить таким тонким нюансам должны профессиональные психологи. Они могут настроить на безопасное вождение, а это едва ли не половина успеха! Но предлагают ли подобный курс в наших автошколах?


В поисках ответа на этот вопрос снимаю телефонную трубку.


— Хочу не только научиться водить, но и пройти психологическую подготовку, — выкладываю свои требования. В ответ захихикали: мол, вам и без того будет чем заняться. Зато сотрудники другой автошколы пообещали наблюдать за мной персонально в течение всего срока обучения. Вот только я не надсмотрщика просил, а психолога...


Кое–где даже участливо интересовались:


— А медицинскую справочку вы получили? Да? Почему о проблеме своей врачам не рассказывали?


Лишь в шестой автошколе, куда позвонил, услышал, что хотел: «У нас есть тема по безопасности движения, она так и называется «Психофизиологические основы управления автомобилем». Выяснилось, правда, что преподает ее не профессиональный психолог, да и отводится теме всего два часа. Нужно ли говорить, что такие занятия порой сводятся к банальному запугиванию (демонстрации видеороликов с места аварий, к примеру). Увы, хорошая идея фактически превратилась в формальность.


Аз, буки и веди


Впрочем, попытка ввести курс психологической подготовки водителей на более–менее серьезном уровне уже предпринималась.


— Около шести лет назад ко мне обратилась знакомая: мол, ты психолог, помоги настроиться на сдачу экзаменов в ГАИ, — рассказывает магистр педагогических наук психолог Виктор Мазуркевич. — У девушки была занижена самооценка. Оказалось, достаточно часового занятия, и все страхи и тревоги исчезли. Сдала на водительские права с первого раза! Тогда я задумался: а почему бы не ввести курс психологической подготовки будущих водителей в автошколах?


По инициативе Мазуркевича такие занятия проводились в одной из минских автошкол. Увы, идею тут же поспешили признать неудачной, дескать, результаты сдачи экзаменов в ГАИ не шибко порадовали. Но ведь по одной попытке не судят, да и итоговые отметки — не показатель.


Курс, рассчитанный всего на восемь учебных часов, психолог разрабатывал в течение нескольких лет. Ничего необычного в нем нет, в основном опробованные специалистами методики! Программа, в частности, включает в себя несложные эксперименты, тесты и перечисление множества тонкостей управления автомобилем, которые просто необходимо знать начинающему водителю.


— С самого первого дня обучения до экзамена в ГАИ курсант автошколы находится в стрессе, — замечает Виктор Степанович. — Он должен почувствовать себя увереннее. Но как? Первым делом необходимо исследовать мотивацию. Уже на этой стадии можно вычислить социально незрелых людей, которые не несут ответственность за свои поступки. И только после этого приступаем к развитию рефлексов. Сейчас проведем демонстрационный тест, — протягивает мне кусок картона психолог. — Попробуйте его поймать.


Странно, но мне удается сделать это только с третьей попытки. Хотя на свою реакцию раньше никогда не жаловался.


— На занятиях курсантам автошкол с помощью нехитрых тестов я предлагал узнать чуть больше об условных рефлексах, — продолжает психолог. — Сразу становится ясно, кому нужно учиться быстро переключать внимание или ориентироваться среди множества движущихся объектов. И это лишь малая толика того, что мы успевали.


Даже неспециалист поймет: идея в общем–то нужная. В чем же сложность? Тем более что психолог готов бесплатно (!) предоставить курс автошколам, даже провести необходимый инструктаж для преподавателей. И в УГАИ МВД эту идею уже поддержали. «Нечто подобное нужно было инициировать давно, — считает заместитель начальника УГАИ МВД Василий Бульбенков. — Ведь новоиспеченные водители не знают банальных истин! По большому счету, это может стать частью выполнения программы «Минус 100».


Но насколько реально ввести такой курс в автошколах? С этим, надо признать, есть определенные сложности. Что неудивительно: раньше никто всерьез не пытался предложить обучать кандидатов в водители психологическим нюансам управления автомобилем.


— Сама идея интересная и хорошая. Но тот вариант, который нам был предложен, нуждается в серьезной доработке, там много спорных моментов. Это выводы специалистов Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, анализировавших курс Мазуркевича, — рассказывает начальник отдела по безопасности на транспорте и лицензированию Министерства транспорта и коммуникаций Павел Божанов. — И еще одна проблема. Если в крупных городах психологов найти можно, то в провинции это превращается в серьезную проблему. У нас ведь 420 автошкол в разных уголках страны...


Дефицит кадров, впрочем, может быть восполнен. Только факультет философии и социальных наук Белгосуниверситета нынче выпустит 35 специалистов в области психологии. А всего каждый год государственные и негосударственные вузы покидают примерно несколько сотен дипломированных специалистов в этой области. Думается, и устранение недостатков курса — дело поправимое. Его, как и новую машину, для начала нужно обкатать. Когда узлы и механизмы притерлись друг к другу, сразу станут видны неровности. Нормальный процесс!


* * *


Не важно, в какой форме будет введен курс психологической подготовки курсантов автошкол, важно, чтобы он появился в принципе на более–менее серьезном уровне. В Беларуси есть опытные и профессиональные специалисты, которые могли бы сделать программу обучения более совершенной. Очевидно, подобную подготовку должен пройти каждый курсант автошколы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter