Пиво: свое и не свое

На днях белорусские пивзаводы в очередной раз стали жертвой местничества.
На днях белорусские пивзаводы в очередной раз стали жертвой местничества.

По словам президента концерна Белгоспищепром Ивана Шаколо, столичным магазинам дано устное указание не принимать пиво, произведенное за пределами Минска. Таким образом, местные власти рассчитывают пополнить городскую казну за счет повышения реализации продукции минских пивзаводов, акциз от которой, как известно, поступает в местный бюджет.

Однако эффективность крутой меры весьма сомнительна. Коммерческие киоски и магазины буквально наводнены хмельными напитками российского производства. И наш потребитель, надо сказать, все чаще предпочитает санкт-петербургскую Балтику отечественным Крынiце и Оливарии.

То, о чем осторожно говорили два года назад, похоже, случилось: наша пивоваренная отрасль, славящаяся древними традициями и высококлассными мастерами, отступает перед напором конкурентов. Наступление зарубежного пива приобрело угрожающие масштабы, главным образом, через нелегальный импорт. В ассоциации Белпиво, которая объединяет 16 крупнейших пивзаводов, завоз только российского пива в этом году оценивают в 4 - 5 миллионов декалитров (это примерно 100 миллионов бутылок, или по 10 бутылок на каждого жителя страны, включая младенцев), хотя данные официальной статистики намного скромнее - около 200 тысяч декалитров. Большая часть завозного пива пока сосредоточена на рынках и в коммерческих киосках. Однако и в магазинах удельный вес его растет. Как сказал корреспонденту СБ директор одного из крупных столичных универсамов, доля завозного пива в ассортименте составляет 6 процентов при том, что оно вдвое дороже отечественного.

Более высокую цену импортного напитка с лихвой компенсируют его качество и широкий ассортимент. А агрессивная маркетинговая политика пивных производителей соседних стран, заинтересованных в расширении рынков сбыта, уже в ближайшие годы может привести к полному краху отечественного пивоварения. Тем более что, по прогнозам экспертов, Россия, Украина и Прибалтика через годик-второй удвоят выпуск пива, и тогда более дешевая продукция захлестнет наш рынок.

Конкурировать белорусские предприятия вряд ли смогут. Основные производственные фонды их изношены до предела: к примеру, на столичных пивзаводах до 75 процентов оборудования эксплуатируется более 10 лет, а на большинстве других возраст оборудования и вовсе - 15 - 20 лет. Самая совершенная в республике линия по розливу пива способна производить до 36 тысяч бутылок в час, в то время как на российской Балтике эксплуатируются линии производительностью 40, 60 и 120 тысяч бутылок. Программа развития пивоварения на ближайшие 5 лет, предусматривающая модернизацию предприятий, проваливается. Несмотря на то что пивоваренная отрасль Беларуси интересует чехов, россиян, вложить в нее деньги пока не рискует никто. Нет и собственных средств. Даже такое солидное предприятие, как Оливария, за первое полугодие получило 273 миллиона рублей убытков. Между тем на его переоснащение требуется как минимум 2 миллиарда рублей...

Директора белорусских пивзаводов сетуют на регулируемое ценообразование. В то время как российские предприятия, пущенные в свободное плавание, аккумулировали зарубежные инвестиции и технологии, переоснащались и выходили на внешние рынки сбыта, наши проедали оборотку и теряли спрос. А окончательно подкосила их четырехкратная разница в стоимости энергоресурсов и более высокие акцизы. Если удельный вес акцизов в оптово-отпускной цене на пиво в Украине составляет 5 - 8 процентов, в России - 6 - 7, то в Беларуси - до 27 процентов.

Денег на пиве в Беларуси не заработаешь: ограничение рентабельности не стимулирует рост пивного производства даже в период массового спроса. За 11 месяцев белорусские пивовары произвели хмельной продукции на 13 процентов меньше, чем в прошлом году. Только 3 пивзавода из 18 вышли на прошлогодний уровень производства. Годовой план по выпуску пива провален: ожидается, что предприятия не додадут его более 4 миллионов декалитров.

Сегодня рентабельность белорусского пива - от минус 5 до плюс 12 процентов, чего не хватает даже на выплату достойной зарплаты. Некоторые предприятия спасает выпуск крепких плодовых напитков, за счет которых покрываются убытки от производства пива. В то же время пивзаводы вынуждены поддерживать сельхозпроизводителей. По словам заместителя начальника главного производственно-технологического управления концерна Белгоспищепром Александра Гончаренко, в этом году они вложили в село не менее 7 миллиардов рублей, взяв для этого кредиты, в том числе валютные. Пивоваренный ячмень получился для заводов золотым: с учетом расчетов по кредитам цена сырья составила 180 долларов - на 70 долларов выше мировой. В итоге цена белорусского солода в полтора раза превышает мировую. Однако отдача от вложений мизерная: отрасль заготовила лишь 53 процента сырья. Некоторые хозяйства использовали авансы не по назначению, пустив их на горючее или зарплату. Более того, 29 процентов поступившего на предприятия сырья не соответствовало стандартам по содержанию белка, 80 процентов - по цвету.

Все это в итоге сказывается на качестве и, соответственно, конкурентоспособности белорусского пива. На российском рынке о нем уже давно забыли. За 10 месяцев туда было поставлено 3,8 миллиона декалитров - всего 15 процентов общего объема производства, тогда как несколько лет назад доля экспорта доходила до 40. Нетрудно представить, что произойдет, если подтвердятся активно муссируемые слухи о том, что Балтика якобы собирается в будущем году строить еще один завод западнее Смоленска, который по мощности превзойдет все белорусские пивзаводы вместе взятые. Если этот девятый вал поднимется, то наш бюджет потеряет солидные доходы от подакцизной продукции.

В концерне Белгоспищепром считают, что спасти отрасль могут жесткое квотирование импорта пива и отпуск цен на белорусское пиво хотя бы в период массового спроса на него. Периодически пивовары также поднимают вопрос о снижении акцизов и уравнивании их с российскими, что подстегнуло бы увеличение производства. Заработанные средства позволили бы начать оборудование цехов, без чего о будущем белорусского пива можно даже не говорить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter