Питают, в дом вводят и нагих одевают

Подвиг не в том, чтобы только поститься, а в том, чтобы не грешить

Подвиг не в том, чтобы только поститься, а в том, чтобы не грешить

В воскресенье Пасха. Заканчивается Великий пост, о котором нынче говорили значительно больше, чем раньше. СМИ даже печатали рекомендации, как поститься. Количество людей, посещающих храмы, соблюдающих пост, конечно же, возрастает. Но читал статьи, смотрел передачи, и не оставляло чувство, что и у многих многое здесь пока напускное.

Заговорил как-то с хозяином одного магазина о посте. «Ни спиртных напитков, ни мясных и рыбных изделий продавать меньше не стали, — сообщил он. — Сам понимаешь: есть спрос — выставляем на прилавки. На постные продукты спроса практически нет, да мы и не завозили их». И, как будто подтверждая его слова, прямо на глазах быстро выросла очередь в винно-водочный отдел.

Смотрю: идет к прилавку коллега-журналист, который любит писать о пиве и сосисках. Точно: покупает два литра золотистого напитка и сосиски. «Ты бы во время поста подвиг совершил, — говорю ему, — пиво заменил бы соком, смотри, какой большой выбор. А на закуску взял бы фрукты: витаминов больше». «Моего подвига, Володя, — отвечает он, — хватило на три часа стояния на соборовании и на три дня поста перед ним. Перед Пасхой вновь три дня буду поститься и пойду на причастие». Другой мой товарищ пост сводит к тому, что не употребляет спиртных напитков. И то хорошо.

Пост считается подвигом. А на мой взгляд, особого героизма здесь нет. Правда, всегда нужно поступать разумно. Так, одно информагентство распространило меню на дни Великого поста. Прочтет его человек — страшно станет. Ведь в нем — монастырский устав, и начинающий его просто не выдержит. Мой друг наслушался, начитался таких советов, стал поститься — посадил желудок. Врач сказал ему, что пост не всем показан. Теперь твердит себе, что ему тоже нельзя поститься.

Пост — это не голодание, а ограничение, и любой здоровый человек его может легко перенести, хотя бы отказаться от мясных, молочных и рыбных продуктов. Так же, как легко можно избавиться и от злоупотребления алкоголем и от курения. Просто нужно захотеть это сделать — и все! Когда я начинал поститься, просто хотел доказать, что могу. И доказал. Оказалось, интересно колдовать у плиты, решать, сколько овощей положить, какие специи добавить… Теперь же все делается на автомате, а в дело идет все, что под рукой. Есть капуста, крошу, добавляю морковь и лук, получается салат, бросаю на сковороду — тушеная выходит. А если сварить в воде, добавить еще чего-нибудь — щи. Никаких проблем. Мяса не едите и не поступают в организм белки? Налегайте на бобовые, в это время полезен и чеснок, в котором немало селена…

Жаль, но часто дело обходится только разговорами. Говорят, что производят постные продукты. Но где они? Майонез, который носит такое название? Как же он может быть постным, если сделан на основе молока? В окрестных столовых нигде постных блюд не нашел. Хочешь взять салат из моркови или свеклы — так на них ложку сметаны или майонеза, как будто специально, нальют. А реклама по телевизору?! В Полоцке же посоветовали сходить в ресторан гостиницы «Славянская». Там быстро подали постный обед: вкусный, дешевый и никакого холестерина. А другим слабо?

В том, что пост полезен, — нет сомнения. Даже мой друг, который расстроил желудок, признает, что поститься нужно, так как это позволяет очистить организм. Но, ограничивая себя в пище, невольно задаем вопрос: «Ради чего? Только ради того, чтобы просто не есть? Нужен ли такой подвиг?» Нет. Если будем придерживаться лишь гастрономического поста, грош цена всем усилиям. В Ветхом завете в книге пророка Исайи написано, что Господу приятен пост такой, когда, «смиряя тело свое, прощают обиды, оставляют долги, алчущих питают, бескровных вводят в дом, нагих одевают». Многие верующие полагают, что совершенство жизни христианской состоит в прощениях, бдениях, коленопреклонениях, спанье на голой земле и в других подобных строгостях телесных. Только от одного этого мы лучшими не становимся. Такие действия, в том числе и пост, являются лишь инструментом для самосовершенствования. Изменять себя гораздо труднее, чем просто перестать есть мясо и пить молоко. Окидывая взглядом период Великого поста, тоже констатируешь: явных изменений не видно. Достаточно посмотреть милицейские сводки происшествий.

Пасху всегда, даже в атеистические времена, отмечали по-особому. С утра и стар и млад садились за стол, разговлялись. И сейчас тоже сядем. Только хотелось бы, чтобы с разговлением каждый задал себе вопрос, что сделал для того, чтобы воскресла душа, чтобы стал заботливее относиться к ближним? И во время следующего поста уповать не только на его гастрономическую суть, но и на духовную.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter