Пить или не пить? Вот в чем вопрос

Мы стали меньше выпивать.
Мы стали меньше выпивать. За 8 месяцев реализация алкогольных напитков упала на 6 процентов. Факт - примечательный сам по себе. Но еще интереснее выглядят, пожалуй, изменения в питейных пристрастиях белорусов. Водка, за которой еще лет пять назад выстраивались очереди, постепенно сдает позиции: спрос на нее в сравнении с прошлогодним уровнем сократился почти на 15 процентов. Теряют покупателей коньяки, винные напитки, ликеры, шампанское. Народ все чаще веселится с помощью виноградных и плодовых вин. В этом году их продажа увеличилась соответственно на 15 и 2,4 процента. Пива стали пить больше на 4 процента.

Подобная тенденция, по словам начальника отдела ликеро-водочной, винодельческой и пиво-безалкогольной продукции БелНИИ пищевых продуктов Каринэ Алексанян, сейчас характерна для всего ближнего зарубежья.

Но не все в происходящем радует. "Поворот в сторону спроса напитков с меньшим содержанием алкоголя обнадеживает, - считает главный нарколог Минздрава Владимир Максимчук. - Однако и они не безвредны. К примеру, ежедневная бутылка или кружка пива для молодого человека - много. А в последнее время многие юноши и девушки, насмотревшись рекламы, пьют его без удержу, что не может не беспокоить".

Причин изменения вкусов несколько. С одной стороны, появились обеспеченные люди, которые, поездив по миру, оценили достоинства качественных виноградных вин. С другой - отказ от крепких напитков отчасти спровоцирован экономическим фактором. Почти четырехкратная ценовая разница между водкой и плодовым вином, любовно именуемым в народе "чернилами", определяет выбор большинства. На долю "чернил" ныне приходится 45 процентов всей проданной алкогольной продукции! С 1995 года выпуск таких вин вырос вчетверо.

Может, это и не худший вариант: 16 градусов - не 40. Многие заводы получают из яблок и ягод действительно хорошие вина, удостоенные престижных наград на международных конкурсах. Такие и пить приятно, и гостей попотчевать не стыдно. Однако для их изготовления требуются качественное сырье и время - от нескольких месяцев до года. Куда проще и выгоднее для производителей так называемые плодовые особые вина. Хотя их и винами назвать в общем-то сложно: суррогат, изготавливаемый в процессе ускоренного брожения смеси из концентрированного сока, воды и ароматизаторов. Именно эта продукция самая выгодная для винзаводов. Но отнюдь не полезная для здоровья. Проблема в том, что, в отличие от России и Польши, тоже использующих эту технологию, наша страна в основном завозит концентрированные соки из-за границы. Методик определения их подлинности нет, соответственно нет и гарантий качества. Случаи выявления в концентратах посторонних кислот и другой "химии" - не редкость. Между тем в ближайшие месяцы на многих винзаводах преимущественно будут выпускаться именно подобные напитки. Из-за неурожая яблок натурального сырья заготовлено немного.

По оценкам экспертов, питейные пристрастия будут меняться и дальше. С ростом доходов вырастет спрос на благородные напитки. Что тогда смогут предложить отечественные виноделы покупателям? Виноградных вин у нас выпускается крайне мало: за 8 месяцев около бутылки на человека. Плодовых вин улучшенного качества и вовсе днем с огнем не сыскать. При этом водки, для сравнения, на каждого из нас изготовлено более чем по 5,5 литра. Запасы "беленькой" на складах с начала года выросли вдвое, от чего теряют деньги не только предприятия, но и казна. Так что задуматься, похоже, отраслевикам есть над чем. К тому же конкурентоспособный алкогольный напиток - это ведь еще и международный престиж государства. Францию прославили коньяк и шампанское, Мексику - текила, Словению - сливовица. Да и Беларусь, право, достойна лучшего алкогольного брэнда, нежели пресловутый "Крыжачок" или "Золотая осень".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter