Письма в редакцию

Благородный жест Благородная идея добровольных пожертвований на возведение уникального здания Национальной библиотеки Беларуси не оставила равнодушными руководство и сотрудников АО "СМЕЛТ ИНТАГ" (Швейцария), которое в качестве генерального подрядчика по контракту с Министерством здравоохранения Беларуси ведет строительство специализированного диспансера в Гомеле.
Благородный жест

Благородная идея добровольных пожертвований на возведение уникального здания Национальной библиотеки Беларуси не оставила равнодушными руководство и сотрудников АО "СМЕЛТ ИНТАГ" (Швейцария), которое в качестве генерального подрядчика по контракту с Министерством здравоохранения Беларуси ведет строительство специализированного диспансера в Гомеле. Понимая важность и необходимость объявленной в стране общенародной благотворительной акции, фирма, сотрудничающая с нашим государством уже более 10 лет, перечислила в фонд строительства нового книжного дома 10 миллионов белорусских рублей. В своем письме в "СБ" директор "СМЕЛТ ИНТАГ" Мирко Эрзетич высказал надежду, что этот акт дружелюбия поддержат коллеги из других иностранных фирм, работающих в Беларуси.

Без бумажки - мы букашки!

В воскресенье, отправляясь на дизель-поезде в Гомель, я купила себе полный билет: своему 12-летнему сыну - льготный. Причем кассир, взглянув на мальчика, не потребовала никаких документов. Я слышала, что необходима справка из школы, но если билет дали без нее, значит, все в порядке. Контролеры в поезде, проверив наши билеты, попросили-таки предъявить злополучную справку. А раз ее у вас нет - платите штраф. Я долго пыталась объяснить контролеру, что, продавая нам билет, кассир не требовала никаких документов. Предложила показать свой паспорт, где указана дата рождения сына. Но вскоре поняла, что имей я даже его метрику, вряд ли бы что-то доказала. Контролер стояла на своем: "Вижу, что ребенок. Но покажите справку. Иначе - платите штраф". Я заплатила. Но до сих пор не могу понять, за что? Ситуация, в которую попали мы с сыном, - яйца выеденного не стоит, но пугает и настораживает то, что главное у нас по-прежнему - бумажка, а не человек.

Нина ИНДРИЛЮНАС,

п. Лукский Жлобинского района.

Мне нравится наше

Выкроив тысячу-другую из своей скромной пенсии, я всегда покупаю что-нибудь вкусненькое внучке: шоколадку или печенье. В этот раз решила побаловать Настеньку чем-нибудь особенным. Стою в магазине у прилавка, выбираю. И, знаете, что замечаю? Среди множества наклеек на товарах отечественного (!) производства надписи на английском языке. На коробочках с полезным и вкусным витаминным напитком "Цевита" красуются девушки в древнегреческих, римских, еще Бог знает каких костюмах, только не в национальных, белорусских. Любимая моей внучкой шоколадная паста витебской фабрики упакована в баночки с логотипами на английском языке. У нас что, нет своих белорусских сказочных героев? Когда утверждается новая торговая марка, на что ориентируются производители? Неужели для наших продуктов нельзя найти белорусские названия и логотипы?

Может, кому-то мои слова покажутся старушечьим занудством. Но я прожила немало и многое повидала, поэтому знаю: любовь к родине и патриотизм нужно воспитывать в человеке с детства. Даже через фантики с национальным орнаментом и шоколадные конфеты с героями народных, своих, сказок на коробках.

Светлана Антоновна,

пенсионерка,

Минск.

Аномалия или норма?

Прочитала заметку в "СБ" "На бранном поле - первые потери". Вызвала она в моей душе противоречивые чувства. Почему везде у нас звучит ненормативная лексика? Матом ругаются школьники, женщины, рабочие и интеллигенты. Ехала я как-то в троллейбусе, рядом сидели подростки, разговаривали, через слово вставляя матерные выражения. Я попыталась было их пристыдить, но пожилая дама взяла меня за руку, сказала тихо: "Женщина, это мы - аномалия, а они - норма". Разве это правильно? Некоторые считают, что матом якобы можно снять внутреннее напряжение. Но расслабиться можно и смехом, песней, криком, наконец. Японцы не зря придумали караоке, боксерскую "грушу", на которую можно повесить портрет врага и лупить по нему изо всех сил, пока разрядка не наступит. А у нас? Петь стали редко, а мордобоя не уменьшилось. А тут еще и грязные слова... Другое дело - матерные слова среди военнослужащих. Армия - сфера сугубо мужская. Строгий режим, дисциплина, никаких сантиментов и соплей, огромные физические и моральные нагрузки. Мат здесь в известной степени оправдан, это, как шутят сами военнослужащие, способ общения. И сажать за нецензурные выражения за решетку - просто абсурд! Я против мата в обычной жизни, в семейном кругу. Но если уж это так необходимо, если без этого никак... Помните фильм "Джентльмены удачи"? Когда герою Леонова, положительному со всех сторон воспитателю, уронили на ногу батарею, он сказал то, что сказать было необходимо. И все его поняли, не осудили. Наверное, все же нецензурщину в пределах допустимого можно оправдать определенными обстоятельствами. Наивно полагать, что искоренить мат можно статьей и сроком. Лучше бы создать людям такие условия, при которых у них было бы меньше поводов для разрядки столь примитивным и некрасивым образом.

Вера ВАЕВА,

Гродно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter