Письма в редакцию

Сколько служат горшки Взять в руки перо меня вынудила публикация в "СБ" 2 октября статьи Игоря Пушкина и Павла Минченко "Миллениум по-могилевски".
Сколько служат горшки

Взять в руки перо меня вынудила публикация в "СБ" 2 октября статьи Игоря Пушкина и Павла Минченко "Миллениум по-могилевски".

Во втором и третьем абзацах, где неоднократно упоминается моя скромная персона, излагаются материалы о нашей находке княжеского знака в Могилеве на дне гончарного горшка. Причем у читателя складывается мнение, что мне до сих пор неизвестна версия российского ученого С.В.Белецкого о том, кому этот знак принадлежал. Открою "страшную тайну" - данная информация почерпнута авторами из моей внутренней рецензии на один из текстов, поступивших в могилевский научно-популярный альманах "Магiле›ская да›нiна". Кстати, Игорь Пушкин, равно как и я, является членом редакционной коллегии и имеет доступ ко всем еще не опубликованным материалам готовящегося к печати номера. Именно из моей статьи и взята библиографическая сноска на труд С.В.Белецкого, а также позаимствована информация о полоцком князе Всеславе Изяславиче, которую я также озвучивал в своем докладе на "Рамана›скiх чытаннях", научной конференции, прошедшей в Могилевском государственном университете в мае этого года. Самостоятельно ознакомиться с трудом Белецкого ни один из авторов не мог - на запрос о данной книге Игоря Пушкина в Национальную библиотеку Беларуси пришел однозначный ответ: такого издания в ее каталоге нет. Оно есть у меня в домашнем собрании, но то, что авторы в глаза не видывали труд Белецкого, следует из элементарных ошибок, допущенных ими.

Во-первых, Всеслав Изяславич правил не с 1002 по 1003 годы. Из летописей о нем известно лишь то, что он умер в 1003 году, а его старший брат Брячислав стал полоцким князем в 1001 г. Белецкий прекрасно об этом осведомлен, в отличие от авторов. Во-вторых, Всеслав Изяславич, по Белецкому, не полоцкий князь, а друцкий. В-третьих, ни автор сих строк, ни тем более мой глубокоуважаемый коллега из Петербурга никогда не писали о том, что в 1003 году Могилев был городом. На территории исторического центра тогда существовало несколько поселений, "сельский" статус которых бесспорен и очевиден для любого археолога-урбаниста. Другое дело, что, скорее всего, в это время Могилев стал "погостом" - центром сбора дани с близлежащей округи. Однако сей факт не доказывает "городской" статус Могилева. Город - это средоточие торговли и ремесел, это специфический культурный слой с вещами, не встречающимися в деревнях, это, наконец, специфическая городская планировочная структура - наличие укрепленного замка-детинца и примыкающих к нему торгово-ремесленных кварталов - посадов. Ничего подобного в Могилеве 1.000 лет назад не было. В результате археологических работ сегодня доказан факт существования укрепленного могилевского городища с XII столетия. Однако все остальные вышеперечисленные признаки Могилев приобрел куда позднее - не ранее XV столетия.

И напоследок о некоторых авторских "открытиях". Дата основания Могилева в 1267 году никогда не находилась в "Списке русских городов дальних и ближних". Этот источник датирован концом XIV столетия, что является общепризнанным фактом в академической науке. В "Могилевской хронике Сурты и Трубницких" нет никаких ссылок на "Список..." для обоснования даты 1267 г. В этом легко убедиться, достаточно только заглянуть в источник, который авторы упоминают. Гончарная посуда, изготовленная тысячу лет назад, была не менее прочной, чем современные горшки. Поэтому только авторской фантазией объясняется утверждение, что тогда горшки служили своим хозяевам лишь несколько месяцев.

Игорь МАРЗАЛЮК, заведующий секцией археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин кафедры всеобщей истории Могилевского

государственного университета имени А.А.Кулешова, кандидат исторических наук.

"Челночные" игры

Во время отпуска мы с подругой ездили в Белосток. Путешествие получилось интересным не только потому, что мы познакомились с достопримечательностями соседней страны, но и сделали для себя любопытные открытия.

В путь мы отправились налегке, в полупустом автобусе. Зато когда мы с подругой в назначенное время пришли на стоянку, чтобы отправиться домой, то испытали настоящий шок. Автобус с поднятыми люками-крыльями открытых багажников почти скрывался за горами тюков, коробок, сумок с товаром. Это "челноки", которыми были, оказывается, кроме нас, все остальные пассажиры автобуса, прибыли на погрузку. Одна женщина везла 120 электродрелей и другую технику, вторая складировала не менее 100 пар обуви, кто-то тащил тюки с костюмами, кто-то - сумки с пластмассовыми изделиями и т.д. Все это тут же сортировалось, перекладывалось, делилось на всех пассажиров поровну. Спустя час весь товар плотно заполнил багажники и пространство под сиденьями. Водители пояснили: пограничники не любят, когда сумки и коробки загромождают проходы пассажирских салонов. Потому-то автобусы идут в рейс полупустыми, чтобы на обратном пути было место для багажа.

Итак, загруженные под завязку, мы отправились. На границе таможенник, заглянув в салон и багажник, сообщил: "Можете ехать дальше". За всю эту прорву товара не было уплачено ни рубля таможенной пошлины! Опытные люди нам пояснили: фактически таможня не в состоянии определить, сколько нужно начислить каждому "челноку" пошлины. Пассажиры делят багаж между собой, и получается, что каждый везет разрешенное количество вещей.

Сколько же таких автобусов с "челноками" въезжает в Беларусь ежедневно и сколько денег в виде таможенной пошлины на товары теряет казна, а значит, и мы все от этих "челночных" игр с таможней?

Анна ШАМКО, Минск.

Богатому - кредит, а бездельнику - помощь

Живу я в деревне, у меня шестеро детей. Сын - в армии, дочь уже работает, остальные - школьники. Мы с мужем оба работаем, но наши зарплаты достаточно скромные. Вместе с пособием доходы семьи - 200 - 210 тысяч в месяц. А в этом году из-за засухи картошка не уродила, придется покупать - и на зиму запас, и на семена. Хотела взять кредит - детям нужно купить на зиму одежду и обувь, но оказалось, что я "неплатежеспособная". У меня очень маленькая зарплата, к тому же мою должность вообще планируют сократить. Неужели кредиты предназначены только для богатых? А социальная помощь - только для бездельников и пьяниц? К сожалению, именно они-то и получают у нас чаще всего адресную помощь.

Когда я обратилась к местному начальству с просьбой помочь нашей семье, то услышала: "А кто тебя просил столько детей рожать? И вообще, вы с мужем работаете, так что сами можете о детях позаботиться". Получается: для того чтобы не только родители, но и государство позаботилось о детях, их родители должны быть бездельниками и лентяями, которые не могут и не хотят зарабатывать. А если мы - обычные люди, которые, как все родители, хотят, чтобы не было стыдно за детей, чтобы хорошо учились, не пошли по кривой дорожке? Неужели так трудно если не помочь нам в этом, то хотя бы относиться к нам с пониманием?

Валентина Викторовна, Витебская обл.

И не стыдно?

Кровавая трагедия разыгралась в деревне Шухвосты Витебского района 13 марта 1943 года. В тот день каратели заживо сожгли 69 мирных жителей. Вот что рассказывали в районной газете "За Родину" от 3 апреля 1943 года свидетели тех трагических событий: "Всех мирных жителей немцы согнали на скотный двор. Всю ночь люди простояли на морозе. Утром их заперли в двух землянках, обложили соломой и подожгли. Среди погибших - семьи Богнаревых, Антоненко, Бондаревых и другие... Какое чудовищное злодеяние! Мы этого никогда не простим!"

Прошли годы, и на месте гибели людей насыпали курган, положили мемориальную плиту с надписью: "Спите, мученики, вас помнят живые". Деревня Шухвосты, сожженная фашистами вместе с людьми и не восстановленная после войны, увековечена в перечне сожженных деревень в мемориальном комплексе "Хатынь".

В сентябре 1993 года кто-то распорядился заровнять курган бульдозером. Теперь на костях погибших растет картофель. Что это? Издевательство над памятью? Не ведаем, что творим?

Сейчас на месте гибели людей поставлен крест в небольшой оградке. Но курган не восстановлен, хотя сделать это, я считаю, наша святая обязанность. Так же, как и вернуть на место мемориальную плиту с именами заживо сожженных. Помочь в этом могут еще живые свидетели трагических событий, родственники убитых.

Валентина ЧУЛКОВА, Витебск.

10 лет за колоски

Шел 1932 год. Председатель районного суда Игнат Шувалов не находил себе места. Поступили в суд материалы на работника колхоза "III Интернационал" Саковича - он срезал на общественном поле 327 колосков и пойман с поличным. Шувалов, закончивший только начальную школу и мобилизованный на должность судьи партией большевиков, членом которой состоит с 1920 года, подсчитывает: если за 3 колоска, согласно недавнему указу, полагается год лишения свободы, то за 327 получается 107 лет... Пожалуй, надо посоветоваться с секретарем суда Клавдией Козловой, которая училась в гимназии. Вместе стали изучать указ, нашли примечание, что общий срок за колоски не должен превышать 10 лет.

В назначенный день собирается суд с заседателями: учительницей местной школы Мелеховой и представителем колхоза членом партии Кулешовым. Мы, мальчишки, первыми увидели подсудимого Саковича: его сопровождали два милиционера на повозке и двое конных сзади, вооруженных винтовками и клинками. У Саковича были связаны руки.

При подъезде к сельсовету конные спешились, а жена Саковича Мария Иосифовна с тремя детьми бросилась к мужу. Но милиционеры ее остановили, приказали близко не подходить. Бедолагу повели в зал суда...

Когда началась Великая Отечественная война, отбывший наказание Сакович остался в тылу врага. Как ни сватали в полицию, не пошел. А ушел 28 сентября 1943 года, когда район был освобожден от немцев, на фронт. И вскоре погиб на Проне. Его сын Сергей закончил артиллерийскую школу, воевал, в 1944 году при взятии Кенигсберга получил ранение, ему ампутировали правую ногу. После демобилизации Сергея Саковича избрали секретарем Осмоловичского сельского совета.

В феврале 1948 года я тоже демобилизовался из армии. Первым ко мне пришел Сергей на деревянном протезе.

Наступил март 1953 года, умер Сталин. Были отменены те зверские законы для колхозников. Народ вздохнул свободнее.

Мы часто встречаемся с Сергеем и вспоминаем: что за время было, что за законы? Мы ведь Сталина любили, как родного. И верили ему безоговорочно. Так что же это: массовое заблуждение или такой период жизни, испытание, посланное нам Богом?

Ф.В.СОЛОГУБ, ветеран войны и труда, Климовичи.

Попали в сети?

В начале 90-х годов многие СМИ широко рекламировали АО СИФ "Первый республиканский инвестиционный фонд". С декабря 1994 года мы с женой стали акционерами ОАО "ПРИФ", сдали чеки "Имущество" и получили 563 акции. И вот в течение 7 лет сколько бы ни обращались в ОАО "ПРИФ", ничего вразумительного о своих акциях там никогда не слышали. Более того, организация часто меняла место дислокации. И только в январе 2002 года получили от ЗАО "Брестский региональный депозитарий" почтовые переводы дивидендов на 279 рублей и 200 рублей, т.е. за 563 акции почти за 8 лет в сумме 479 (!) рублей. И при этом никаких разъяснений. Неужели и в дальнейшем будет продолжаться подобное издевательство над акционерами-стариками, инвалидами, которым уже перевалило за 80? Да, видимо, мы не одни в таком положении попавших в сети ОАО "ПРИФ".

Владимир Александрович ЗУБОВ, Гродно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter